Самозахват земли — преступление уголовное

Одной из важнейших ценностей для человечества является земля. Она составляет основу среды обитания, дает нам пищу и одежду, дарит богатства своих недр. Каждый из нас так или иначе связан с землей. И неудивительно, что в последнее время все больше желающих оформить земельный участок для строительства жилого дома, ведения садоводства, предпринимательской деятельности. При этом люди вольно или невольно вступают друг с другом и с государственными органами в особые правоотношения по пользованию и распоряжению землёй. Эти правоотношения регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом, нормативными актами, образующими земельное законодательство.
В 2003 году Верховной Радой Украины был принят закон «О государственном контроле за использованием и охраной земель», который заложил основы правовой системы в сфере рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. С целью реализации требований этого закона в областях и городах Киеве и Севастополе созданы профильные управления по контролю за использованием и охраной земель. Реализуя эти функции, управление по контролю за использованием и охраной земель в Севастополе провело в 2006 году 1367 проверок, выявило 1030 нарушений земельного законодательства и выдало столько же предписаний об их устранении. При этом из 792 административных протоколов 310 было составлено по фактам самозахвата земель. Сумма штрафных санкций составила 40 тысяч гривен, а 318 материалов административного производства было направлено для принятия мер прокурорского реагирования. Тем, кто купил земельный участок или взял его в аренду, будет полезно знать о правах государственных инспекторов нашего управления.

Они имеют право:

— беспрепятственно обследовать земельные участки, находящиеся в собственности и у юридических, и физических лиц, проверять документы, относящиеся к использованию и охране земель;

— выдавать обязательные для исполнения указания по вопросам использования и охраны земель, соблюдения требований законодательства;

— составлять акты проверок и протоколы об административных правонарушениях; вызывать граждан и должностных лиц для получения устных либо письменных пояснений по вопросам, связанным с нарушениями земельного законодательства;

— обращаться в органы прокуратуры с ходатайствами о подаче исков в суд об освобождении самовольно занятых участков;

— вносить на рассмотрение горсовета ходатайства об изъятии земельных участков.

При осуществлении своих полномочий управление по контролю за использованием и охраной земель взаимодействует с местными органами самоуправления, с городским и районными советами; органами госадминистрации, с прокуратурой, милицией, СБУ, налоговой службой.

Наиболее распространённые нарушения земельного законодательства, выявленные в последнее время, — самовольное занятие земельных участков, использование их не по целевому назначению, невыполнение распоряжений должностного лица. В связи с этим усилена ответственность за самозахваты и самострои. В январе 2007 года вступил в силу закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ужесточения ответственности за самовольное занятие земельного участка". Он предусматривает наложение штрафа на граждан от 170 до 850 гривен, а на должностных лиц — от 340 до 1700 гривен.

А Уголовный кодекс дополнен статьей о самовольном занятии земельного участка и самовольном строительстве. Она предусматривает наказание в виде ареста сроком до шести месяцев. Ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет или лишение свободы до 2 лет предусмотрено за самовольное занятие земельного участка лицом, ранее судимым за данное преступление, либо группой лиц, а также за занятие участка на особо ценных, охранных и рекреационных землях. В связи с этим необходимо пояснить, что самовольным занятием участка являются любые действия лица, которые свидетельствуют о фактическом использовании земельного участка не по назначению, либо намерение использовать его до установления границ на местности, до получения документа о праве на земельный участок (госакта, договора аренды) и до его государственной регистрации. Отсюда следует, что огораживание земельного участка, размещение и складирование на нём каких-либо предметов, возведение строений и даже посадка деревьев при отсутствии госакта или договора аренды считается самозахватом.

Особо надо отметить такой вид незаконного занятия земельного участка, как самовольная установка металлических гаражей. В 2006 году в наше управление поступило большое число заявлений и жалоб от граждан, а также поручений органов власти о поведении проверок по данному вопросу. Особенно остро эта проблема стоит в Нахимовском и Гагаринском районах, где гаражи устанавливаются у жилых домов, на детских площадках и газонах. Уже более 100 человек привлечено к административной ответственности за самозахват участков путём установления металлических гаражей. Управление проверки продолжит.

Другим наиболее распространенным видом правонарушений земельного законодательства является несоблюдение порядка изменения целевого назначения земель. Вот один из таких случаев. Гражданину В.Близнюку передали в собственность земельный участок для строительства жилого дома. В результате проверки было установлено, что земля фактически используется для осуществления коммерческой деятельности. В этом случае собственник участка привлекается к административной ответственности, а в органы местной власти направляется ходатайство о прекращении права собственности на участок.

Управлению предоставлено право выдавать специальное разрешение на снятие и перенос плодородного слоя почвы. Эта операция является обязательной, особенно при проведении строительных, горнодобывающих работ, рытье карьеров. Разрешение выдаётся на основании утверждённого в установленном законом порядке проекта землеустройства, в котором должны быть указаны условия снятия, сбережения и использования плодородного слоя почвы, порядок проведения рекультивации нарушенных земель. Если в проекте эти условия не указаны или указаны не в полной мере, возникают предпосылки для отказа в выдаче спецразрешения.

Срок действия разрешения устанавливается в соответствии со сроками проведения земляных работ, указанных в проекте землеустройства. В случае невыполнения условий снятия, перемещения и хранения плодородного слоя почвы нарушители привлекаются к административной ответственности. Все эти меры закреплены в нормативных актах с целью рационального использования земельных ресурсов страны и сохранения окружающей природной среды.

Другие статьи этого номера