Развитию севастопольского туризма мешает «оборонное сознание»

В конференц-зале горсовета состоялся первый «круглый стол» на тему «Перспективы севастопольского туризма: миф или реальность?», организованный Севастопольским городским советом совместно с общественной организацией «Севастопольский информационный центр развития туризма». В заседании «круглого стола» приняли участие люди, чья управленческая, предпринимательская или творческая деятельность связана с развитием туризма в Севастополе, независимые эксперты и журналисты.
Пришло время переходить к последовательным системным шагам по развитию Севастополя как туристического центра. Об этом на заседании "круглого стола" заявил председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов. Объективная сложность задачи требует взаимного понимания ее основных этапов и трудностей всеми участниками процесса. Данную стратегическую задачу невозможно решить только на уровне власти. Необходим союз власти, бизнеса и общественности. Обсудить эту задачу собрались депутаты городского совета, представители администрации, севастопольские туроператоры, рестораторы, владельцы гостиниц, директора музеев, начальники транспортных компаний. Высокое собрание почтил своим присутствием и министр курортов и туризма Автономной Республики Крым Владимир Савельев.

Все участники "круглого стола" считают, что настало время всерьез заняться туризмом. Оно и понятно. Город удивительных ресурсов и возможностей: порт, аэропорт, железная дорога, море, пляжи, героическая история и памятники, выверенный архитектурный ансамбль… Один Херсонес чего стоит! Да и министр курортов и туризма АРК назвал Севастополь самым перспективным городом в Крыму. Казалось бы, на город должны просто сыпаться золотые дожди и денежки, потраченные туристами. Ан нет. Валерий Саратов уверен, что город должен получать от туризма никак не меньше 15% от общей суммы бюджета: "Мы могли бы зарабатывать 100-150 миллионов гривен, но пока реальные цифры, увы, на порядок ниже".

По словам депутата горсовета и председателя общественной организации "Севастопольский информационный центр развития туризма" Елены Баженовой, виной всему ряд системных проблем. Во-первых, содержательная сторона туристического облика Севастополя. Дело в том, что предлагаемые городом смотровые объекты: музеи, корабли военных флотов, памятники — все это программа одного дня. Вот и получается, что отдыхающие предпочитают останавливаться, например, в Ялте, пополняя своим присутствием ее бюджет, а к нам заезжают на один день, оставляя после себя больше мусора, чем денег. Не секрет, что история города с 1917 года излишне политизирована. В результате — историческая декорация туризма однобока. Профессионалы турбизнеса понимают, что на одной экскурсионной программе далеко не уедешь. Поэтому, с одной стороны, Севастополю необходимо позиционироваться не только как городу славы, гордости русских моряков, но и как курорту, приводя в порядок городские пляжи, колыбель православия или, например, развивать "зеленый" туризм.

Кстати, по этому поводу очень интересную мысль озвучил гость "круглого стола" — министр курортов и туризма АРК. Владимир Савельев сказал, что дивные, практически уникальные в своем роде севастопольские бухты используются нерационально: "У вас почти нет приличных пляжей, зато в каждой бухте — военные корабли. Было бы лучше сгруппировать их в одном месте, а целую бухту переоборудовать под курортную зону с достойными пляжами и местами для отдыха".

С другой стороны, просто необходима разнообразная база размещения на несколько десятков тысяч отдыхающих. И именно разнообразная, дифференцированная, чтобы могла отвечать разным запросам и уровню благосостояния туристов. До этого пока еще далеко, но, по словам Валерия Саратова, сегодня первые шаги уже сделаны. Сейчас разрабатываются проекты по строительству гостиниц. Так, например, "Джамаль" намерен построить мотель на 140 мест, в котором будут даже каток и бассейн. Первая очередь мотеля сможет принять туристов уже нынешним летом.

Во-вторых, серьезной проблемой для города является предоставление "теневых" услуг. Валерий Саратов: "Беда в том, что в нашем городе туризм не круглогодичный, а курортный сезон очень короткий. Из-за этого севастопольский туризм уходит в тень и не приносит городу должных средств. Например, владельцы мини-гостиниц вынуждены утаивать некоторые средства, чтобы зимой поддерживать порядок в пустующих номерах. Мы должны помочь сделать так, чтобы им выгоднее было выйти из тени".

В-третьих, как показали исследования, туристов отпугивает наше негостеприимство. Несмотря на то, что город давно перестал быть закрытым, у севастопольцев сохранилось "оборонное сознание".

А между тем менталитет курортных регионов отличается от промышленных и военных. Наши ментальные проблемы даже были названы туристами "крымским хамством". А про "ненавязчивый совковый сервис" и говорить нечего. Увы, это уже сформировало у отдыхающих из стран СНГ устойчивое негативное отношение к нашему турсервису, для преодоления которого теперь понадобятся многие годы. Так, из-за невнимания или грубости официанта или горничной могут пойти насмарку годы труда и многомиллионные инвестиции.

И, наконец, отпугивает потенциальных отдыхающих и имидж Севастополя как нестабильного региона, в котором якобы вот-вот произойдут какие-то страшные конфликты. Гостям города может показаться, что вся жизнь в Севастополе крутится вокруг темы Черноморского флота Российской Федерации, вопросов государственной принадлежности и т.п. Так и создается ощущение, что севастопольцы не работают, не живут нормальной жизнью, а только и делают, что пикетируют здания исполнительной и законодательной власти, собираются на митинги и демонстрации. Естественно, что ни один здравомыслящий человек ни за что в такой город не поедет, если, конечно, он не заядлый экстремал. Разделяет эту точку зрения и Владимир Савельев: "Город следует больше "раскручивать" в российских СМИ". И речь идет не только о коротких рекламных роликах, но, быть может, даже и о программах, показывающих, что в Севастополе все спокойно.

Стоит сказать и отдельное слово о транспорте. Увы, тут также не все радужно. Елена Баженова считает, что в городе просто необходимы дополнительные терминалы по продаже билетов на поезда. Однако руководство железнодорожного вокзала считает это излишним. По-видимому, кассы железнодорожного вокзала так и останутся монополистами по продаже билетов. Хотя в свою очередь руководство железнодорожного вокзала заявило, что внесет вклад в общее дело развития туристической инфраструктуры путем обновления состава некоторых поездов и введения дополнительных в летнее время. Не стоит недооценивать и роль аэропорта "Бельбек". По словам Валерия Саратова, инвесторы, готовые выделить средства на развитие Севастополя туристического, ставят обязательное условие: "Не потеряйте аэродром". Оказывается, туристы считают, что добираться до Севастополя из симферопольского аэропорта долго и утомительно. В связи с этим перед городом встает еще одна задача — увеличить пропускную способность "Бельбека" и наладить необходимые воздушные направления из Европы. Словом, перспективы ясны и первые шаги сделаны.

В ходе дискуссий и обсуждений были выявлены позиции, отношение и готовность основных действующих лиц к системной и слаженной работе в этом направлении для последующей выработки стратегии развития туризма в Севастополе. Официально объявлено о создании общественной организации "Информационный центр развития туризма" как общественной инициативы, призванной стимулировать и координировать практические действия различных заинтересованных сторон, попечительский совет которой возглавил председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов.

А это значит — туризму в Севастополе быть! При этом надо понимать, что речь не идет о необходимости развития Севастополя исключительно как туристического центра. Туризм должен стать одним из направлений деятельности, от которого город получит приличные средства. И, быть может, нам, встретив очередного отдыхающего, стоит вспомнить, что оставленные им в городе деньги — это ремонт крыши или наружного освещения в нашем же доме, и улыбнуться, вместо того чтобы по привычке пробурчать: "Понаехали тут".

Другие статьи этого номера