Почти половине лифтов нужен капремонт

Последнюю пару лет лифтовики периодически заявляли о себе забастовкой. Так, в конце прошлого года в течение дня были остановлены сотни лифтов. Коллектив предприятия «Севлифтсервис» ставил вопрос о немедленной выплате задолженности по заработной плате. Тогда эти требования были частично выполнены… Но лифтовиков это не удовлетворило, они выдвинули новое требование — повышение тарифа… В этом году тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе и обслуживание лифтов, выросли. Однако это пока не решило проблему задолженности по заработной плате на предприятии "Севлифтсервис" — на дворе март, а оплата идет за декабрь. Долг только перед работниками составляет 230 тысяч гривен, а еще есть неоплаченные счета за электроэнергию, коммунальные услуги. Тем не менее в этом году обстановка на предприятии, похоже, меняется. Оптимизма прибавило обещание профинансировать лифтовый парк из бюджета города на сумму порядка 2,5 миллиона гривен. Впрочем, как пояснил и.о. начальника "Севлифтсервиса" Геннадий Маньков, эти средства все до копеечки пойдут на улучшение лифтового парка в городе, модернизацию оборудования. Прежде всего нужен капремонт лифтов, которым более 25 лет, а таких в хозяйстве — более четырехсот. Если учесть, что общее количество лифтов — 1020, то уже к 2010 году практически все они станут "долгожителями".

Четверть века — это нормативный срок работы лифта. После того как он израсходовал свой ресурс, проводят экспертное обследование, на основании которого дается заключение. В частности, в каких режимах лифт можно эксплуатировать — возможно, придется ограничить грузоподъемность, изменить другие параметры. Произвести замену деталей или части механизмов (в том числе тросов или канатотягового шкива, лебедки или купе) экономически выгоднее, чем менять лифт полностью, со всеми узлами и деталями.

В прошлом году бюджетных денег было выделено в меньшем объеме, что не позволило проводить ремонт, как планировалось. Кстати, в этом году в Украине вообще большие суммы идут на укрепление лифтового хозяйства. Видимо, в обществе назрела необходимость решить эту наболевшую проблему.

Тем более что лифт — это не только "средство передвижения", но еще и объект повышенной опасности. СМИ сообщают о происшествиях, когда лифты калечат пассажиров. И не всегда это можно "списать" на шалость детей и подростков. Зачастую обвинения предъявляются ремонтникам. В нашем городе, слава Богу, трагические случаи неизвестны. Но надо ли говорить, что работа лифтов должна находиться под повышенным контролем? Или будем надеяться на пресловутое "авось"?

Но если капитальный ремонт лифта требует значительных средств, то поддержание в порядке внешнего вида купе, в котором вы поднимаетесь на свою лестничную площадку, во многом зависит от культуры жильцов. Как говорится, каков поп, таков и приход. Если стены подъезда расписаны, то в таком же размалеванном виде зачастую предстает и лифт.

Что касается профилактических ремонтов, то их проводят ежемесячно. Хотя сами электромеханики сегодня — проблема ничуть не меньшая: их очень не хватает на предприятии из-за текучки кадров. Мало кого привлекают низкая заработная плата и хроническая ее задержка. Вот и уходят люди на более оплачиваемую работу.

Костяк коллектива — в основном люди пенсионного возраста. Есть также работники, которые не привыкли "бегать" и в трудовом коллективе "пашут" более 20 лет. А молодежи нет. Хотя для устранения неисправности лифта надо порой подниматься пешком на последние 9-12-е этажи. И тут молодые силы бригаде были бы кстати.

Руководство расценивает положение на предприятии как катастрофическое. С опозданием приняты новые тарифы, поэтому это не спасает положение. Дестабилизирующим фактором является плохая платежная дисциплина населения. Правда, в начале года, как правило, поступает меньше платежей из-за многочисленных праздников. При нормальном же финансировании этот дисбаланс можно ликвидировать. Поэтому так нужны реальные дотации. А для этого надо, чтобы власти повернулись лицом к предприятию. Например, есть мнение, что плату за лифты следует вернуть в прежнее русло, то есть не отделять от квартплаты. Что касается финансовых проблем, то тут нет мелочей.

Если водить пальцем по документу, то в перечень услуг по содержанию домов и сооружений придомовой территории наряду с уборкой двора, подъезда, вывозом ТБО входит содержание лифтов. Но чтобы это не объяснять на пальцах жителям, нужно соответствующее решение горсовета. И вообще, пока финансирование будет поступать по остаточному принципу, лифты будут пребывать в плачевном состоянии, а коллектив предприятия — периодически объявлять забастовки.

Другие статьи этого номера