«Потребитель!» — звучит гордо, но порой за него обидно…

Придавая чрезвычайно важное значение защите «на высшем уровне» прав и интересов граждан в условиях рыночной экономики, Украина первой среди государств СНГ в 1991 г. приняла закон «О защите прав потребителей». Новая редакция этого закона принята в январе 2006 г. Составляющие звенья государственной системы защиты потребителей — территориальные управления по делам защиты прав потребителей.

Как и другие, Севастопольское управление рассматривает заявления и обращения граждан, консультирует субъектов хозяйственной деятельности, принимает участие в судебных заседаниях, информирует и обучает граждан, вносит предложения по усовершенствованию законодательства о защите прав потребителей. В связи с тем, что рынок города насыщается товарами, в т.ч. некачественными, небезопасными для здоровья людей, просветительная работа с потребителями должна быть постоянной и кропотливой. Потребители должны быть уверены, что, обращаясь в госорган, они действительно получат помощь, а не формальную отписку, если встретят обман с другой стороны прилавка. О завоеванном доверии севастопольцев города к специалистам управления по делам защиты прав потребителей говорит уже то, как увеличивается из года в год количество их обращений: в 2005 г. — 1593 человека, 2006-м — 1703. Для сравнения: в 1997-м их было лишь 79. В управление приходят и присылают заявления самые незащищенные слои населения: пенсионеры, малообеспеченные граждане и инвалиды. Хотя в последнее время прослеживается и такая интересная тенденция, как обращения владельцев предприятий с заявлениями на неудовлетворительное качество купленных товаров или услуг (например мойка автомобиля). В полтора раза выросло количество жалоб на качество продовольственных товаров: рыбных, мясо-молочных, кондитерских изделий, алкогольных напитков, а также на качество обслуживания на предприятиях ресторанного хозяйства. В каждом конкретном случае специалисты управления проводят проверки с отбором образцов товаров на лабораторные испытания. И все чаще владельцы предприятий разрешают создавшиеся конфликтные ситуации в пользу потребителей — возвращают деньги и т.д.

В управлении рассмотрено и более 600 заявлений на качество непродтоваров. Подтверждаются факты продажи некачественной бытовой техники, мобильных телефонов, обуви иностранного производства. Увеличилось число случаев реализации товаров без сертификатов соответствия, с нарушением сроков гарантии. Торговля зачастую идет без необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации, даже без маркировки, оформленной надлежащим образом. Отсутствуют сведения о производителях, дате изготовления, правилах эксплуатации. Только по результатам проверок промтоваров потребителям, обратившимся в управление, возвращено более двухсот тысяч гривен. В Севастополе оказывается населению более 2000 различных платных услуг: жилищно-коммунальные, транспортные, парикмахерские, медицинские, химчистки, информационные и многие другие, о существовании которых не все жители города могут и знать. И если количество жалоб в этой сфере возросло лишь с 766 до 783, адреса нерадивых предприятий изменились. В 2005 г. чаще жаловались на плохое качество жилищно-коммунальных услуг, в 2006-м — на недобросовестное исполнение договоров об изготовлении и установке столярных и металлопластиковых изделий. Появились жалобы на услуги юридических фирм, автомойки, даже изготовление дипломных работ.

Отметим, что, несмотря на разнообразие услуг, механизм заявлений обманутых потребителей аналогичен реакции на некачественные покупки: вначале необходимо обратиться на предприятие, с которым заключен договор, а в случае нерешения вопроса — в управление. А уж управление может применять административно-хозяйственные санкции к субъектам хозяйствования всех форм собственности: только за 2006 г. по результатам проверок наказали 588 субъектов хозяйствования более чем на 300 тысяч грн.

А так хочется идти в магазины, на рынки, в разные агентства и бюро услуг, садиться в такси и "топики" без всяких задних мыслей, без боязни, что обманут, нахамят и прочим образом "попрут" ваши потребительские права! Наоборот — полностью удовлетворят спрос на любой вкус и кошелек. Хочется в это верить хотя бы сегодня, 15 марта — во Всемирный день защиты прав потребителей!

Сергей КОШКИН.

Кстати

15 марта Региональная конкурсная комиссия Всеукраинского конкурса качества продукции (товаров, работ, услуг) "100 лучших товаров Украины" проводит финальные мероприятия конкурса: выставку продукции и церемонию награждения его участников в гостинице "Крым".

Совет официального лица

Лариса Львовна МАКАРОВА, и.о. начальника Севастопольского горуправления по делам защиты прав потребителей:

— Все должны также помнить, что статья 22 закона "О защите прав потребителей" предусматривает и судебную защиту. То есть настойчивые потребители могут ставить вопрос о компенсации морального вреда, а также требовать неустойку. В сфере торговли — 1% стоимости товара за каждый день просрочки по удовлетворению своего требования, в сфере платных услуг — 3%. Иски по защите прав потребителей государственной пошлиной не облагаются. Причем создание условий досудебного рассмотрения жалоб потребителей путем обращения в наше управление позволяет повысить эффективность и ускорить решение неотложных проблем каждого потребителя. В противном случае сроки рассмотрения жалобы могут увеличиваться. Хочу посоветовать и предпринимателям всегда цивилизованно решать спорные вопросы с потребителями — так, как того требует действующее законодательство Украины.

В тему

ЖАЛУЙТЕСЬ — ВАМ ПОМОГУТ!

В общественную приемную ГП "Севастопольстандартметрология" на днях обратился покупатель, который, как и многие пожилые потребители, ради экономии пользуется услугами рынка "Чайка". Суть жалобы была такова: он купил там 2 кг лука, а фактически после перевешивания дома покупка оказалась на полкило легче. И это, как отметил покупатель, не единичный случай. На рынке проверить вес на контрольных весах очень сложно для пожилого человека, т.к. они на "Чайке" одни и находятся у второго входа. А с покупкой в несколько килограммов тяжело, согласитесь, ходить с одного конца рынка в другой, чтобы сказать продавцу: "Верни то, что недовесил!"

Обиженный сам и волнующийся за таких же обмишуренных пенсионеров, потребитель попросил чаще делать проверки на рынках, чтобы иметь хоть какую-то гарантию защиты от недобросовестных продавцов, и предлагал установить дополнительно на рынке контрольные весы. По его обращению специалисты государственного метрологического надзора провели на рынке "Чайка" проверку состояния весоизмерительной техники. Результаты таковы: из 15 проверенных весов 5 оказались непригодными к применению, были изъяты милицией и отправлены на штрафплощадку. Во время проверки многие "приборы" были убраны с торговых мест. Надо полагать, это — кандидаты на следующую проверку. Так, частично жалоба потребителя была удовлетворена, но только по линии деятельности ГП "Севастопольстандартметрология". А вот выполнить Правила торговли на рынке в части установки достаточного количества и на видном месте контрольных весов должна администрация рынка. И это будет хорошим подарком всем покупателям, особенно рынка "Чайка", во Всемирный день защиты прав потребителей.

Другие статьи этого номера