В Севастопольском Художественном музее им. М.П. Крошицкого «плачет» зал западноевропейского искусства

С тех пор как Художественный музей им. М.П. Крошицкого был «одет» в леса (здесь идут реставрационные работы), прошло более полугода. Еще месяц, уверяют специалисты, — и фронтальная часть здания снова станет очаровывать горожан и гостей города своим великолепием. Сотрудники музея не столь оптимистичны. И вот почему.
Согласно историческим документам, дом, о котором идет речь, построили как доходный по заказу купца Гавалова в 1899-м. Фасад его уникален огромным количеством декора, деталей разных эпох и стилей — атланты, колонны всех орденов, маскароны, элементы барокко — и нарочитой асимметрией: с одной стороны фонарь, с другой — открытые балконы. По четвертому этажу идут мансарды. Очевидно, что для создания подобного живописного сооружения(к сожалению, автор его неизвестен) нужно было иметь бездну фантазии. После революции здесь располагались просветительские учреждения. Родным для музея здание стало в конце1957-го. Именно с этого времени на пр. Нахимова, 9, и обосновались спасенные М.П. Крошицким ценнейшие фонды Севастопольской картинной галереи. А в апреле 1958-го музей уже принимал посетителей. (Официальной же датой рождения галереи принято считать 1927 год).

За прошедшие с тех пор 49 лет в музее было несколько серьезных ремонтов, связанных с открытием центрального входа, заменой окон, систем водопровода, отопления, канализации и пр. Приводили в порядок и фасад здания, однако достаточно давно — почти четверть века назад. А потому усилия, прилагаемые в этом плане ЗАО "Крымреставрация", сегодня как нельзя кстати. Инициированы они специальной местной комиссией, нашедшей понимание и поддержку в лице главы горгосадминистрации. Спонсором выступает ООО "Реал Истет АГ".

И все-таки сотрудников музея волнует не столько внешняя красота Гаваловского сооружения, сколько состояние его внутренних помещений. На стыке двух зданий — музея и строительного управления ЧФ РФ — стены музея, в частности эркера, постоянно сыреют. По этой причине плесень, вода, капающая с потолка во время дождя, тазики и плошки в зале, где экспонируются шедевры западноевропейской живописи XVI-XIX веков, — явление уже привычное.

Справедливости ради следует сказать, что Черноморский флот в помощи музею не отказывает и ситуацию обещает исправить. На что работники музея и надеются, молясь о безоблачной погоде и констатируя в сердцах после очередного ливня: зал западноевропейского искусства снова "плачет".

Интересно, что по задумке автора, эркер — выступающую часть здания — прежде держали атланты, о чем свидетельствуют довоенные фотографии. Тем не менее с некоторых пор их фигуры украшают вход находящегося по соседству треста "Севастопольстрой". И уж коль речь идет о ремонте и реставрации, то не самое ли это подходящее время для того, чтобы вернуть, наконец, памятнику архитектуры исконный вид? От желания и волевых усилий кого из вас, господа чиновники, зависит возвращение на место каменных исполинов? Чтоб, как говорится, и имиджу на пользу, и людям приятно…

Другие статьи этого номера