Флот, созданный своими руками

Жизнь и творчество Владимира Петровича Гурова неразделимы с Советским Военно-Морским Флотом. Свой выбор он, сегодняшний капитан 1 ранга в отставке, сделал еще в школьные годы и остался верен ему до сих пор. Полвека Владимир Гуров создает модели военных кораблей и подводных лодок. Смотришь на них — они как символы эпохинепобедимого и, как тогда казалось, неделимого флота.
Гуров неутомим: у него рождаются бесчисленные интересные идеи, он строит большие планы. Он уже давно был признан военными моряками "главкомом модельного флота". Еще бы, на его счету десятки уникальных творений. Порой на создание моделей тонкой работы с тысячами деталей уходило до двух лет. Чего только стоят всем известные ракетоносцы "Москва" и "Петр Великий", ТАРК "Адмирал Нахимов", авианосец "Киев", ракетный корабль на воздушной подушке "Бора", подводные лодки класса "Тайфун" и "Курск"! И это лишь малая часть созданных руками Гурова доскональных копий боевых кораблей. Создавая их, мастер использовал архивные, а иногда и секретные документы и чертежи. Некоторые его модели украшают военно-морской музейный комплекс "Балаклава". Гуровские экспонаты хранятся не только в Севастополе, но и в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Владивостока.

Многократный чемпион Советского Союза по судомоделизму, главный моделист ВМФ СССР, Владимир Петрович создавал эксклюзивные вещи, которые преподносились в дар высокопоставленным лицам. К 70-летнему юбилею Леонида Брежнева он изготовил подарок от советских подводников — композицию из полудрагоценных камней: бронзовый подводный атомоход и профиль Ленина на фоне символики ВМФ и СССР. Товарищи Леонида Ильича по социалистическому лагерю также принимали сувениры флотского мастера. Кубинский лидер Фидель Кастро и премьер-министр Греции Андреас Папандреу увезли работы Гурова — на память от советских моряков. Его модели вручали даже делегатам съездов ВЛКСМ и КПСС.

Во время перестройки Владимиру Петровичу пришлось выполнить одно из самых сложных и кропотливых заданий. В то время как главы двух вечно соперничающих государств только готовились к встрече на высшем уровне на Мальте, Владимир Гуров уже заканчивал работу над сувенирами для Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего. На этом саммите миру сообщили об окончании "холодной войны". Здесь советская и американская делегации получили на память о встрече уникальные презенты из Севастополя.

— Этим сувенирам равных нет, — с гордостью замечает Владимир Петрович, — для президентов я сделал из обсидиана и бронзы мини-диораму Севастопольской бухты с Константиновским фортом и памятником Затопленным кораблям. С нашей символикой, флагами. Кроме того, в этой композиции — макет ракетного крейсера "Слава", выполненный из слоновой кости и зуба кашалота (масштаб 1:400), и надпись — "От Севастополя". Меня часто приглашали "конторки" по изготовлению сувенирной продукции. Просили сделать им подобные эскизы, чтобы они "пошли в народ". Но я сказал: "Ребята, я этим не занимаюсь". Я к своим работам подходил индивидуально, в зависимости от того, кому подарок предназначался…

Много раз командование ВМФ награждало Гурова почетными грамотами за высочайший профессионализм и мастерство. А во время похода к берегам Мальты его отметили не только как лучшего судомоделиста, но и как толкового механика. При подходе крейсера "Слава" и сторожевого корабля "Пытливый", на котором находился Владимир Петрович, к острову на море бушевал шторм. "Наши корабли кидало из стороны в сторону, как утлые суденышки, — вспоминает Гуров. На "Пытливом" из-за поломки важной детали не запускалась турбина. Обратившись к Владимиру Гурову, корабельные механики не прогадали — бывалый моряк сделал ремонт, и советские корабли вовремя прибыли к месту исторической встречи глав США и СССР.

Не раз Гурова награждали почетным знаком "Союза моряков-подводников ВМФ". Так, в 1996 году на груди у Владимира Петровича появился серебряный почетный знак от бессменного председателя этого союза, последнего главкома ВМФ СССР В.Н. Чернавина: для курсантов военно-морских училищ Гуров создал 10 моделей-тренажеров, которые могут в реальных условиях выполнять боевые команды. Военные специалисты утверждают, что созданная им в советские годы лаборатория тренажеров и судомоделизма в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище не имела аналогов за пределами Союза. Показывая одно из таких чудес техники, моделист комментирует: "Вот эсминец "Современный", его обороты соответствуют аналогичным настоящего корабля. Раньше, если бы я написал на нем цифру 956 (номер проекта), то меня бы пригласили в "особый отдел". А сейчас курсантам будет понятно. Модель, как и оригинал, имеет свое "вооружение": зенитные ракеты, противокорабельные ракеты, торпеды, мины, комплекс систем боевого управления. С таким тренажером можно отрабатывать подход корабля к пирсу, отдачу якорей и т.д. В военных училищах Советского Союза, от СВВМИУ и до Ленинградского ВВМИ им. Фрунзе, будущие офицеры так и учились управлять боевыми кораблями". Не забыли о заслугах Гурова и в прошлом году, когда отмечалось столетие подводного флота России, — ему вручили почетный знак "100 лет отечественному подводному флоту"

Модельный флот Владимира Петровича — это не только экспонаты флотских музеев. В основном его модели действующие, радиоуправляемые. А еще они — "герои" фильмов.

Однажды такой трехметровый, 80-килограммовый мини-подводный крейсер маневрировал на глубине 12,5 метра почти час. Такой трюк гуровская подводная лодка проделала во время съемок фильма "Черный океан" в 1998 году. Съемка под водой настоящей субмарины практически невозможна, а вот модели Владимира Петровича выручали отечественные киностудии несколько раз. Кинематографисты приметили "флот Гурова" еще в 1987-м, когда снимался фильм "Зона вне критики". Созданный Гуровым подводный ракетный крейсер К-477, способный выполнять до 40 команд, в обоих фильмах не только погружался и всплывал, но и поднимал перископ, стрелял, как казалось зрителям, настоящими баллистическими ракетами.

Когда в Севастополе снимали фильм "72 метра", без Владимира Петровича тоже не обошлись. По словам конструктора, киностудия заключила с ним контракт, согласно которому должны были снимать модель дизельной подводной лодки "Варшавянка". Он все подготовил: исправил возможные неполадки при работе модели под водой, перекрасил и был готов предоставить съемочной группе образец субмарины. Но встречи с кинооператорами так и не произошло. Как оказалось, для создания трехмерной модели подводной лодки кинематографистам нужны были… только фотографии и чертежи "Варшавянки". К Гурову приехал фотограф, который отснял модель во всех ракурсах. После этого след "киношников" простыл, мастеру по контракту не заплатили. А его "Варшавянку" можно увидеть в Балаклавском музее.

Сейчас Владимир Петрович занят созданием музея атомного подводного флота в Севастопольском национальном университете ядерной энергии и промышленности — бывшем СВВМИУ. Точнее, новой коллекции для него.

"Занимаюсь этим по просьбе многих выпускников-атомщиков и руководства университета, — говорит мастер. — Надеюсь, что в этом году завершу четыре экспоната. Готова уже одна из моделей — "Мурена" с баллистическими ракетами. К лету закончу модель подводной лодки класса "Акула" — Брежнев называл ее "Тайфун" — с 24 ракетами подводного старта. Тогда же планирую "спустить на воду" вторую модель подводной лодки 949-го проекта, тип "Курск". Все модели будут действующими. А еще для студентов почти готова электрическая схема АЭС, которую мне помог создать электронщик Виктор Плаксин. Так что работы много, сил достаточно. Жаль, сейчас нет достойных молодых учеников — душу, опыт некому передать. А ведь тут нужно быть фанатиком, с любовью подходить к делу. Нашел бы таких сейчас — сделал бы из них моделистов, а в будущем, может быть, конструкторов и боевых, и гражданских кораблей".

Другие статьи этого номера