Три поколения ждать

Когда появление предпринимателей у нас только грезилось, в народе, обиженном невниманием советской торговли к покупателям, стало бытовать убеждение, будто с открытием частных магазинов продавцы начнут с полуслова понимать покупателей и, фигурально выражаясь, станут носить их на руках. Слава Богу, дождались. Вот уж и бизнесмены в законе, и частных магазинов видимо-невидимо, а продавца, который весь внимание да уважение, нечасто встретишь. К тому же появилось у них хамство нового образца, порожденное чувством собственного достоинства человека с деньгами, из которых в случае чего легко возводятся рубежи обороны от контролеров и проверяющих.И вот заходишь ты в магазин, а молоденькая продавщица лишь стрельнет глазом, чтобы с прилавка ничего не пропало, повернется спиной и продолжает лопотать с приятелем по мобильнику. Иной потопчется у прилавка и уйдет. А въедливый гражданин порывается оставить автограф в книге жалоб и предложений, но ему говорят: "Не держим!" А бывает, что человек изливает свое недовольство торговым сервисом в письме в редакцию, как это сделала пенсионерка В. Амелькина.

"Зашла я в прошлом месяце в магазин обуви и одежды. В торговом зале была всего одна покупательница, а три продавщицы и один продавец от нечего делать о чем-то увлеченно говорили. Видя, что их беседа может продолжаться долго, я прервала их разговор и попросила одну из продавщиц пояснить, что обозначают цифры на этикетке к брюкам. Не успела девушка рта открыть, как продавец выпалил: "Для вас у нас есть только тапочки".

Амелькина, которая юному существу мужского пола в бабушки годилась, безуспешно попыталась усовестить его и попросила телефон директора магазина. На это ей было сказано, что директриса запретила давать номер своего телефона и вообще она такая, что разговаривать с покупательницей не станет. Пенсионерка и обиделась, но магазин продолжала посещать и кое-что там покупать. И каждый раз, когда она заходила в магазин, продавец Андрюша встречал ее шуткой: "Для вас у нас только тапочки!" Письмо в редакцию заканчивается так: "Объясните, почему такое отношение к покупателям, ведь я умирать еще не собираюсь и тапочки мне не нужны. А если это магазин для покойников, так пусть повесят соответствующее объявление". Такое объявление не повесили. На дверях лишь надписи: "Цены ниже, чем в Одессе. Обслуживание лучше, чем на рынке".

В беседе с корреспондентом Андрюша сказал: "Эту женщину я помню, но она не докажет, что я говорил такое. Скажу, что я ее не видел и не знаю. Вот и все". В таких случаях говорят: "Из молодых, да ранний". Мысль о необходимости извиниться перед женщиной Андрюшу не посетила.

Такой торговый сервис обуть бы в белые тапочки и отправить на тот свет. Если это и произойдет, то не скоро. Опыт Европы свидетельствует, что бизнес становится цивилизованным только в третьем поколении тех, кто начинал свое дело с дикого накопления капитала.

Другие статьи этого номера