Муниципальная филармония. А почему бы и нет?

Наталия Тимошенко всегда с равной творческой отдачей выступает как в сельских школах, так и в престижных концертных залах. Программа ее концертов включает самые яркие произведения композиторов западноевропейской, американской, русской, украинской музыки XVI — XX столетий.Появление в 1995 году в нашем городе знаменитого дуэта "Классика" в составе пианистки и лектора-музыковеда Наталии Тимошенко и оперного певца Владимира Липского стало явлением особого рода. На протяжении многих лет усилиями этих замечательных музыкантов осуществлялась масштабная гуманитарная программа в области классической музыки. Программа эта не имела аналогов ни в Крыму, ни в Украине как по охвату стилей, эпох, так и по системности подачи. Дуэт "Классика" подготовил и представил слушателям свыше 15 двухчасовых программ, которые знакомили с произведениями Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Гайдна, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Бизе, Верди, Грига, Дебюсси, Равеля, Бортнянского, Глинки, Данькевича, Гулак-Артемовского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Караманова. С течением времени цикл расширялся по составу исполнителей и кругу исполняемой музыки, наращивались разнообразие, универсализм. В результате он получил генеральное название "От барокко до рока. Общество и музыка четырех столетий". Концерты то сольные, то многосоставные, в отдельных программах на сцене было занято несколько десятков человек — например, в концерте "От шарма оперетты до жгучего обаяния джаза" участвовали и джаз-бэнд, и камерный оркестр, и несколько солистов.

Важно, что эта деятельность носила ярко выраженный просветительский характер, имела большой спрос, широкую аудиторию (от школьников средних и старших классов, студентов вузов до людей зрелого возраста) и получила значительный общественный резонанс. Десятки концертов проходили в лучших залах города — в Художественном музее, Матросском клубе, театре им. А.В. Луначарского, Доме офицеров флота, а также в клубах, вузах и школах. За многие годы профессиональной концертной деятельности исполнители этого мощного оперно-концертного цикла накопили огромный сольный репертуар. За цикл "Шедевры вокальной и фортепианной музыкальной классики" Наталия Тимошенко и Владимир Липский были удостоены высшей правительственной награды Крыма — премии Автономной Республики Крым за 1998 год в номинации "В области музыки и исполнительского мастерства".

В 2000 году, к 10-й годовщине независимости Украины, Наталия Тимошенко выдвинула идею и осуществила проект "100 концертов классической музыки — детям Украины", который проходил как в нашем городе, так и в других городах и селах Крыма. Это был один из крупнейших проектов Национального всеукраинского музыкального союза — именно так отмечалось на съезде НВМС в Киеве. Впервые в Крыму Наталия Тимошенко исполнила концерт N 2 для фортепиано с оркестром гениального композитора XX века, нашего земляка Алемдара Караманова, чем заслужила восторженную реакцию зала, музыкальной общественности и самого композитора. И вполне закономерно, что за эту благородную музыкальную и просветительскую деятельность Наталия Тимошенко была удостоена звания заслуженной артистки Автономной Республики Крым, а Владимир Липский стал заслуженным работником культуры России и Крыма.

— Для любого крупного города постоянная ритмичная концертная жизнь классической музыки — естественная норма культурной жизни, — убеждена Наталия Тимошенко. — Для сравнения: в 300-тысячной столице Словении Любляне — огромный центр культуры, четыре зала с органом, где концерты идут постоянно. Севастополь — город музыкальный, у нас велика тяга к классическому музыкальному искусству. Однако обидно, что сейчас в городе отсутствует возможность регулярного систематического соприкосновения с сокровищами музыкальной культуры в живом исполнении. А ведь сейчас в Севастополе проживают несколько ярких музыкантов высочайшей концертной квалификации, которые могли бы концертировать на постоянной основе. Законодатели Украины, формулируя механизм гарантированного государством "доступа к общечеловеческим ценностям в области культуры", подчеркивают: на территории каждой административной единицы государство утверждает необходимость создания комплекса учреждений, предприятий и организаций культуры, в перечне которых театр — на первом месте, на втором же — филармония. А Севастополь не просто "административная единица", а уникальное по своим цивилизованным сокровищам место на земле.

Вот так Наталия Тимошенко стала генератором и носителем идеи создания в Севастополе муниципальной филармонии "Классика". Выступать с таким проектом она имеет полное право. Прежде всего как проводник традиций просветительства Московской консерватории, которую окончила с отличием как концертный исполнитель, а затем — сольную аспирантуру Московской консерватории. А еще потому, что накопила богатый личный опыт, ведь то, что существовало в течение многих лет на общественных началах, на энтузиазме бессребреников — музыкантов, это фактически и была филармония, мобильная и творчески мощная, силами которой было дано за несколько лет более 300 концертов. К собственному опыту Наталия Тимошенко присовокупила детальное изучение законодательной базы по вопросам культуры, в которой она особенно выделила возможность и закономерность таких инициатив и необходимость поддержки их государственными структурами.

Более того, она нашла знаменательные исторические аналоги. Так, оказалось, что в марте 1802 г., 205 лет назад, в Санкт-Петербурге произошло событие, знаковое для судеб культуры. Усилиями просвещенных людей была создана первая в России концертная организация — филармоническое общество, первое официальное музыкальное учреждение, имеющее государственную поддержку.

У истоков его стояли виолончелист Д. Бахман, директор Немецкого театра, историк и археолог Ф.П. Аделунг, композитор А. Булландт, придворный банкир барон А.А. Раль. В числе учредителей значились граф Мих. Виельгорский и меценат А.С. Строганов. В знаменитом литературно-музыкальном салоне "царицы муз и красоты" княгини З.А. Волконской происходило даже исполнение опер, возможно, в присутствии Пушкина и Дельвига, Веневитинова, Баратынского, Языкова, Козлова и Мицкевича. Все это было элементом бытовой культурной среды — той национальной почвы, которая питала искусство Пушкина, Глинки, Гоголя и Даргомыжского, Чайковского и Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского. Сбылось пророчество Петра Великого, сказавшего 28 сентября 1714 г. при спуске на воду корабля "Шлиссельбург": "Художества кругообращаются в мире, как кровь в теле человеческом. Я смею надеяться, что мы пристыдим со временем народы самые образованнейшие через наши труды и нашу прочную славу".

Наталия Борисовна готова часами рассказывать о системе музыкальных учреждений, о том великом значении, которое все это имело в духовном развитии общества, музыкальном образовании молодежи, стимулировании роста отечественных талантов. Музыка в нашей стране всегда была национальным духовным богатством. Еще в античности Аристотель и Платон, настаивали на включении музыки, как одного из мощнейших средств, в систему воспитания молодежи. А разве состояние нравов и эмоциональной сферы нашего общества, и особенно молодежи, дает основания для спокойствия? Психологи утверждают обратное: нынешние 12-летние — эмоционально глубокие старики. Гуманистический идеал, родивший и питавший классическое искусство, музыкальное в том числе, не является более доминирующим. Ему на смену пришли другие приоритеты — культ силы (насилия), культ пользы (выгоды), отмена всех ограничений морали, нравственности, обесценивание сначала личности человека, а затем и самой человеческой жизни. Если наука, образование дают информацию, знания, то сфера чувств — прерогатива только искусства и, прежде всего музыкального — по самой его природе. Музыка как таковая не может научить человека честности, политической прогрессивности и научности мировоззрения. Но музыка добавляет в воспитание людей нечто такое, что нельзя заменить ничем, поскольку воспитывает в людях не идеи, но эмоции героизма, силы, нежности, ласковости, стойкости. Она может, выражаясь фигурально и буквально, задавать тон всей эмоциональной сфере человека.

Идею создания городской филармонии уже поддержали многие общественные организации, деятели литературы, культуры, искусства, представители администрации, депутаты городского совета. А каковым же будет решение?

Другие статьи этого номера