Диорама возвращается…

Вчера в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» произошло поистине знаковое событие: фактически из многолетнего «фондового заточения» сотрудники средневекового отдела вынули холсты диорамы «Взятие Корсуня князем Владимиром в 989 году». Это полотно художников И.С. Петрова и Р.В. Сердюка с предметным планом было впервые экспонировано в Херсонесском музее в ноябре 1958 года. Спустя два года здесь начался ремонт, и диораму убрали на хранение в архивные фонды. И вот сейчас, спустя почти полвека, по инициативе энтузиастов объединенного русского культурно-исторического центра (директор А.Д. Лазебный), с одобрения управления культуры СГГА предприняты конкретные шаги по изучению возможностей реставрации диорамы и пилотной ее экспозиции в одном из залов Художественного музея, приуроченной к Дню города в 2007 г. и 180-летию начала планомерных раскопок в Херсонесе.После определенной работы для создания условий по стационарному размещению диорамы в Национальном заповеднике "Херсонес Таврический" диорама, по замыслу энтузиастов, конечно же, вернется в "родные пенаты"…

Как известно, Корсунь в IХ-Х веках н.э. являлся зоной пристального внимания великорусских правителей. Их кровно интересовал путь по Днепру к Черному морю, где узловым портовым городом выступал Корсунь, связывая напрямую Русь с Византией, с которой славяне издревле вели борьбу за Северное Причерноморье. Посему овладение этой крепостью означало фактически выход средневекового российского государства к Малой Азии.

На диораме И.С. Петров и Р.В. Сердюк отобразили важный момент взятия князем Владимиром средневекового Херсонеса: апофеоз осады Корсуня — сдачу города. На предметном плане (он, к сожалению, не сохранился; почти за полвека хранения, как говорится, "дематериализовался") были показаны фрагмент обрушившейся башни, осадная техника того времени — таран, вооружение воинов, повозки с землей. На самом же полотне авторы разместили несколько сюжетов этого важнейшего исторического события, воссозданного на основе летописных известий, найденных археологических артефактов и в результате скрупулезных научных исследований.

Место сухопутной осады, как это было уточнено научными изысканиями ученых нескольких археологических центров мира — как наиболее вероятное, — обозначено на полотне у западных оборонительных стен, между 6-й и 7-й башнями, подле которых разбиты шатры русского воинства, дымятся костры на берегу Песочной бухты. Солнечные лучи высветляют следы таранных пробоин в стенах и башнях Корсуня. В бухте — ладьи под парусами, с ратниками в шлемах…

Из открытых ворот выходят херсонесские парламентарии, несущие победителям опущенный долу меч.

Князь Владимир на белом коне слева как бы венчает изображение сгруппировавшихся русских дружин. Он спокоен и величествен в ожидании того момента, когда меч херсонеситов падет к его ногам…

Хочется надеяться, что выведенная фактически из небытия диорама в недалеком будущем займет свою культурно-историческую нишу среди главных достопримечательностей нашего славного города.

Другие статьи этого номера