Городской электротранспорт: фифти-фифти

В кабинете исполняющего обязанности директора КП СГС «Севэлектротранс» Владимира Ермакова температура, как на улице. Он объяснил это тем, что с целью экономии финансовых средств троллейбусники вынуждены были отключить в административных зданиях теплоснабжение. Впрочем, в тот день Владимир Ермаков температурного дискомфорта не чувствовал. Он только что вернулся с собрания, на котором трудовой коллектив потребовал погасить задолженность по заработной плате, поэтому разговор получился горячим.

Первоначально троллейбусники намеревались пикетировать здание горсовета и тем самым обратить внимание депутатов и руководства госадминистрации на свое бедственное положение и на необходимость принятия мер по стабилизации финансово-экономического состояния предприятия. В последний момент от протестной акции отказались, посчитав целесообразным пригласить к себе на собрание начальника главного управления жилищно-коммунального хозяйства Владимира Хибученко.

Тот заверил, что долг по зарплате в 970 тысяч гривен будет погашен в ближайшее время. Это не умиротворило собравшихся в конференц-зале. Среди них было немало тех, кто не один десяток лет проработал в троллейбусном управлении и уже не мыслит личную жизнь в отрыве от своего предприятия, судьба которого в последнее время внушает опасение всем — от директора до ученика слесаря. Прошлый год троллейбусники завершили с убытком в 2,1 млн грн. На текущий год городским бюджетом предусмотрено финансирование в размере 30 процентов от потребностей, поэтому предприятие вновь сработает с убытком, а зарплата будет выдаваться с задержкой.

Такая же ситуация в большинстве регионов Украины. Она явилась следствием предельного износа троллейбусов, вторжения на рынок частных автопредприятий, которое привело к снижению пассажироперевозок электротранспортом. На коммунальном предприятии "Севэлектротранс" числится 207 троллейбусов,70 ждут ремонта, ежедневно на линию выходит 100-105 машин. В основном их пассажирами являются льготники двух десятков категорий с правом бесплатного проезда. Затраты на их проезд по закону должны компенсироваться из бюджета, но средств на дотации в городской казне не хватает, а предприятие уже исчерпало свои возможности по снижению себестоимости перевозок.

Платежеспособные граждане чаще всего предпочитают передвигаться на маршрутках, которых в городе сейчас несколько сотен. Но дело не только в их числе. Выход на линию част-ных автопредприятий создал троллейбусникам дополнительные трудности в перевозке пассажиров. Водители маршруток, пользуясь ослаблением контроля со стороны работников ГАИ, нередко нарушают Правила дорожного движения: перекрывают пешеходные переходы, высаживают пассажиров на проезжей части дороги. Ни одна из остановок маршрутного такси не обозначена соответствующим дорожным знаком. Об этом и многом другом, связанном с улучшением работы электротранспорта, шла речь на собрании трудового коллектива.

Сейчас в "Севэлектротрансе" работает созданная по решению председателя городской госадминистрации аналитическая группа. До 1 апреля она должна выработать рекомендации по повышению эффективности функционирования электротранспорта. Видимо, будет учтен опыт Симферополя, где троллейбусное предприятие из-за управленческих ошибок едва не было доведено до полного банкротства и только теперь стало возрождаться.

В связи с предстоящей реформацией жилищно-коммунального хозяйства, составной частью которой должно стать создание в этой сфере конкурентной среды, аналитической группе было бы целесообразно внимательно присмотреться к последствиям вхождения в рынок пассажирских перевозок частных автопредприятий. По оценке специалистов, эти предприятия работают "в серую", то есть наполовину прозрачно, а наполовину в тени, которую отбрасывает их "крыша".

Лев БЛЕСКИН.

Кстати

КАКОЕ НАКАЗАНИЕ ГРОЗИТ ДИРЕКТОРАМ, КОТОРЫЕ НЕ РАССЧИТЫВАЮТСЯ ВОВРЕМЯ СО СВОИМИ РАБОТНИКАМИ

Административная ответственность. Руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и предприниматели, которые используют наемную силу, могут быть привлечены к ответственности по статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях. За нарушение установленных сроков выплаты зарплаты или выплаты ее не в полном объеме, а также за нарушение требований законодательства о труде предусмотрен штраф от 15 до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 255 до 850 гривен).

Уголовная ответственность. Статья 175 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность должностного лица предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, за безосновательную, умышленную задержку не только зарплат, но и всех других установленных законом выплат более чем на месяц.

В таком случае руководителю предприятия грозит:

— штраф от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 5100 гривен);

— или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

— или исправительные работы на срок до двух лет;

— или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если выяснится, что зарплату задержали из-за того, что деньги, предназначенные для ее выплаты, пошли на другие цели, нарушение карается:

— штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов (8500 гривен — 17000 гривен);

— или ограничением свободы на срок до пяти лет;

— или лишением свободы на срок до трех лет.

Кстати, в соответствии с Уголовным кодексом, если должностное лицо погашает все долги, его освобождают от уголовной ответственности.

Другие статьи этого номера