В день весеннего равноденствия Казахстан празднует Наурыз (рождение весны) — один из самых древних праздников весны, обновления природы, торжества любви, плодородия и дружбы. Традиция эта насчитывает уже более 5 тысяч лет.Наурыз — это Новый год по древнему восточному календарю. Считается, что чем щедрее будет он отмечен, тем благополучнее пройдет год.
Готовятся к этому дню, тщательно приводя в порядок свои дома и хозяйство, поскольку если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.
В эти дни готовится много еды, которая символизирует достаток и изобилие. Трапеза приурочивается к полудню, до и после которой мулла читает молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих дает благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.
У казахов при праздновании Наурыза обязательным является присутствие числа "7", которое олицетворяет семь дней недели — единицы времени вселенской вечности: каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей, перед гостями ставятся 7 чаш с главным ритуальным напитком "Наурыз-коже", приготовленным из семи сортов семи видов злаков. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
"Коктем Туды" ("С рождением весны") — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями слова акынов (поэтов-импровизаторов), традиционными борьбой, скачками и другими развлечениями.
После запрета в 1926 году Наурыз мейрамы в Казахстане впервые праздновался в 1988 году и получил широкий общественный резонанс. Официальное признание праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года. С этого времени началось широкое празднование Наурыз мейрамы по всей республике. Он остался общенародным праздником не только весны, но и труда, единства. Как известно, празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета из старинного ритуала "Булак корсен — козин аш" ("Если увидишь родник — расчищай его исток"). Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев.
Сегодня этот праздник одинаково дорог живущим в Казахстане казаху, украинцу, русскому, немцу и другим представителям болем чем 130 национальностей страны. Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах, форма же празднования несет в себе принципы и устои гуманизма и любви к природе. Он приобретает глубочайший духовно-этический смысл, в нем заложена актуальнейшая проблема современности — единение и гармония человека с природой.
В последнее время во время празднования Наурыза широкую популярность среди казахов приобрел так называемый экологический туризм. В целях его развития некоторые проекты осуществляются при поддержке ООН. В живописных местах готовятся гостевые дома, разбиваются юртовые лагеря для туристов. Экологический туризм пользуется популярностью у городского населения, а сельские жители получают стабильный доход. В программе туров, помимо традиционных конкурсов и игр, предусматриваются различные экскурсии, разрабатываются новые маршруты. В государственном плане экологический туризм вносит вклад в развитие туристического кластера региона и страны в целом.