Она — популярная в недавнем прошлом ведущая телепрограммы «Латерна Магика» на канале НТС, и из ее уст прозвучал патриотический лозунг: «Время жить в Севастополе!» Она сочиняет и исполняет блюзы. Она великолепно сыграла в спектакле «Я и Она» в дуэте с артистом театра Романа Виктюка. Недавно она вышла замуж.
Это интервью растянулось на два года. Интересно, что происходит в жизни женщины за такой срок? Итак, сейчас ей 18 лет, и зовут ее Аннуш Ситникова. Хрупкая, фактуристая, поющая, танцующая, черноглазая нахалка с замашками Маргариты Николаевны на балу!
Сидим после репетиции. Пьем кофе с коньяком. Хорошо! Но чтобы было еще лучше…
— Поговорим с включенным диктофоном?
— О чем?
— Обо всем.
— Давай, — по-моему, ей все в этой жизни нравится, и она не знает слов "нет", "не хочу", "не люблю".
— Поехали? Назови три самых сильных потрясения в своей жизни.
— Их было так много… Каждый день — потрясение, так что вряд ли смогу выбрать. Просыпаюсь утром и что-то делаю впервые. Я вообще стараюсь искать потрясения в очень простых вещах…
— Хорошо, давай по-другому. Назови фамилии людей, которые тебя сподвигли на нечто.
— Из писателей — Генри Миллер. Кинорежиссеры — Бернардо Бертолуччи и Джим Джармуш. Среди музыкантов… не знаю. "Дорз", рок-н-ролл, живая музыка вообще. Среди окружающих меня людей… каждый из тех, кто говорит мне правду.
— О тебе?
— Не только.
— О себе?
— О том, что нас окружает.
— Исчерпывающий ответ. Самая сокровенная мечта бывает у девушек?
— Если бы я встретилась с Господом, я бы не нашла, что спросить. У меня нет вопросов. Просьб и желаний не было бы, просто хочется понять суть бытия, наверное, как и всем, кто живет на этой планете.
— Вообще-то женщинам несвойственны такие желания, иначе было бы так много женщин-философов, а их, напротив, так мало. Почему?
— Потому что вообще интересных людей мало. Настолько мало, что диву даешься. Тем более женщин, которым чаще всего нечего сказать. А те, кому есть, не могут выразить это словами или буквами. Но если уж случается, то это гениально! Так же, как у Ахматовой.
— Обычно еще добавляют Цветаеву.
— Цветаеву не люблю. Может, оттого, что она думает, как и я.
— А почему женщина к женщине относится достаточно негативно?
— Соперничество.
— За?..
— За власть.
— Над?..
— Над мужчиной и друг над другом. В том числе над собой.
— Что дает власть над мужчиной?
— Не знаю, для меня нет такого понятия, как власть над мужчиной! Мужчина сам по себе очень свободное существо — именно это делает его интересным и привлекательным в глазах женщины.
— Но ведь большинство женщин стремится именно к…
— Это самая большая ошибка женщин! Я стремлюсь к другому — взаимопониманию двух личностей. Для меня мужчина — первое существо в этом мире, и всех своих мужчин я любила. И люблю… до сих пор.
— А они тебя?
— Конечно.
— Откуда такая уверенность?
— Любовь — это такая вещь, которую нельзя скрыть, как деньги и красоту.
— Ты подвергаешь сомнению существование "войны полов"! По-твоему выходит, что она закончилась?
— Ни в коем случае. И никогда не закончится. В любой войне есть своя цель, а цель этой — достижение гармонии, которая никогда не наступит! Но за нее мы продолжаем бороться и воевать.
— А тебе не кажется, что обретение гармонии — самая страшная химера?
— Конечно, химера. Обретение гармонии, Любовь и Смерть — это вечные темы искусства и нашей жизни.
— То есть вечными являются попытки одного индивида подавить личность и волю другого? В своей жизни ты бы хотела подавлять или быть подавленной?
— В первую очередь надо быть интересной самой себе, любить себя и уже этим быть интересной другому человеку.
— Ты меня запутала своей заумью с оттенком "женской логики"! Хорошо, тогда прокомментируй аксиому, что все мужики — гулены, а вот вы — верные и постоянные.
— Думаю, что мужчины чаще бывают верными, несмотря на свою врожденную полигамию и мужские прихоти.
— Где-то я прочел, что женщине надо любить не какого-то отдельного мужчину, а мужчину вообще. Любить свою любовь к мужчине!
— Я читала другое: "нет любви, есть только доказательство любви"!
— Каким должен быть мужчина, чтобы ты его смогла терпеть возле себя достаточно долго?
— Тот, кто будет верен мне, своим желаниям и своим ощущениям меня! С душой поэта. Такой же, как и у меня. Большая редкость, когда люди говорят на одном языке, а когда мужчина и женщина понимают этот язык — сверхъестественно! Это может быть язык жестов, знаков, взглядов… А внешние факторы тогда не имеют значения.
— Твоя героиня в спектакле является для героя одновременно и его долгожданной Любовью и, прости, Смертью! Твое мнение на эту бредовую идею?
— Абсолютно согласна. Женщина действительно убивает мужчину без всякой выгоды, намерений, цели.
— Да, но если у мужчины есть право выбрать себе женщину, стало быть, есть и возможность выбрать себе Смерть?!
— Что делают люди, когда есть выбор? Выбирают. То же самое делает и мужчина.
— Отто Вейнингер описал два типа женщин: женщина-проститутка и женщина-мать. Для своего мужчины ты бы кем хотела быть?
— И той, и другой одновременно.
— Хотел бы я найти такую женщину, но, видно, не там искал! Что ищет женщина в мужчине?
— Духовный подтекст в сексуальных отношениях, хотя и скрывает это. Поверь мне.
— Когда-то ты произнесла гениальную фразу по поводу того, что стало бы с миром, правь им женщины. Освежи для читателей.
— Если бы миром правили мужчины, то в мире ничего, кроме логики, не было. А вот если бы женщины, то и мира давно не было!
— Ты смогла бы убить любимого мужчину?
— Не смогла бы. Для этого я слишком романтичная.
— Но ведь именно романтичные и убивают.
— За свою короткую жизнь я поняла одну вещь: жизнь надо ценить! Каждое мгновение. И лишить этой возможности любимого человека я не смогу.
— А во сне убивала кого-нибудь?
— Да, но ведь я не могу контролировать свои чувства во сне. Я видела окровавленную голову на блюде, в стиле Бердсли — жуткая картина, до сих пор помню!
— Голова кому принадлежала?
— Мне. Было ощущение, что я сама себя обезглавила!
— Твое отношение к суицидам в современной жизни?
— Глупости! Простая человеческая глупость. Лично я могла добровольно лишиться жизни только ради самого любимого мужчины, если бы он в этом нуждался.
— Считаешь ли ты себя привлекательной в глазах мужчин? И за что?
— Считаю. А привлекаю своей искренностью, чарами, харизмой.
— Фрейд эту харизму называл либидо! А чем ты отталкиваешь женщин?
— Вниманием мужчин, своей силой.
— Женщина вообще может оценить качества другой женщины?
— В очень редких случаях — мать.
— Ответь на вопрос, который сама же и задай себе.
— Я бы спросила: что тебя вдохновляет? И тут же ответила бы: та музыка, которая играет внутри меня и дает мне возможность чувствовать себя счастливой.
Точно, как в чеховской "Чайке" — "прошло два года". Аннуш Ситникова вышла замуж и стала Анной… Ей 20 лет, но этого не скажешь.
— Статья будет называться "По любви, но… за банкира". Прокомментируешь?
— А что, банкир — это так плохо? Кстати, он тоже учился в актерской школе, где мы и познакомились. Вообще это довольно творческая профессия.
— Ну да. А ну как "по любви, но за стеклодува"?
— Не думала об этом. Меня устраивает профессия моего мужа.
— Но при этом ты еще и учишься?
— Севастопольский государственный гуманитарный институт, второй курс, филологический факультет.
— Надо полагать, будешь педагогом?
— Да, английский язык и литература, украинский язык и литература. Преподавать не очень хочется, но если посмотреть на эту профессию, как на сцену, то не воротит. Интерактивный театр, где ты и режиссер, и артистка.
— За два года в женщине много меняется? Имею в виду менталитет, мировоззрение…
— В моем случае главные взаимоотношения с миром не меняются с 14 лет и уже навряд ли изменятся кардинально. А вот замужество дает какое-то спокойствие, ощущение равновесия и счастья. Ты уже не одна в мире! Еще стала варить вкусные борщи и делаю это с удовольствием!
— Но брак — это и некоторые… ограничения?
— Нет, если не относиться к ним, как к ограничениям.
— В компании сокурсников уже не посидишь вечером за пивком.
— А я и раньше не сидела. Мне больше нравится общество более взрослых и умных людей.
— Тема "дочки-матери" актуальна?
— Не хочу посвятить себя ребенку, а хочу вместе с ним прожить. Вариант "подружки", а не "строгая мать и непутевое дитя". Дети открывают взрослым гораздо больше тайн, чем они сами себе. Не поймешь, кто кого учит!
— Недавно узнал, что "девочка пела в церковном хоре". Когда-то я видел тебя в клубе, исполняющую собственные джазовые композиции.
— Если есть голос, то он во всем найдет себе применение. А служба в церкви — это как театр: ты либо зритель, либо актер. Мне нравится быть артисткой.
— "Душечка", помнится, перенимала привычки и манеры своих мужей.
— Повезло — привычки и увлечения совпадают. Когда люди из одного круга, социальной прослойки и семейных традиций, то ломки не происходит — все очень органично. Недавно вот вместе с мужем стала заниматься йогой. Мне нравится!
— А долгими зимними вечерами?
— Угадаешь с трех раз? В семейной жизни главное — уметь надо всем смеяться, и над собой в первую очередь, тогда и жизнь будет в радость.
Экзотический рецепт семейного счастья! "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь"! Анна — прирожденная артистка, талантливо играющая все главные роли в репертуаре собственной жизни. Может, и вправду: всем нам не даются лишь чужие роли, а свои кажутся унылыми и бездарными. Или мы просто разучились смеяться?! В первую очередь над собой.