По любви, но… за банкира

Она — популярная в недавнем прошлом ведущая телепрограммы «Латерна Магика» на канале НТС, и из ее уст прозвучал патриотический лозунг: «Время жить в Севастополе!» Она сочиняет и исполняет блюзы. Она великолепно сыграла в спектакле «Я и Она» в дуэте с артистом театра Романа Виктюка. Недавно она вышла замуж.
Это интервью растянулось на два года. Интересно, что происходит в жизни женщины за такой срок? Итак, сейчас ей 18 лет, и зовут ее Аннуш Ситникова. Хрупкая, фактуристая, поющая, танцующая, черноглазая нахалка с замашками Маргариты Николаевны на балу!

Сидим после репетиции. Пьем кофе с коньяком. Хорошо! Но чтобы было еще лучше…

— Поговорим с включенным диктофоном?

— О чем?

— Обо всем.

— Давай, — по-моему, ей все в этой жизни нравится, и она не знает слов "нет", "не хочу", "не люблю".

— Поехали? Назови три самых сильных потрясения в своей жизни.

— Их было так много… Каждый день — потрясение, так что вряд ли смогу выбрать. Просыпаюсь утром и что-то делаю впервые. Я вообще стараюсь искать потрясения в очень простых вещах…

— Хорошо, давай по-другому. Назови фамилии людей, которые тебя сподвигли на нечто.

— Из писателей — Генри Миллер. Кинорежиссеры — Бернардо Бертолуччи и Джим Джармуш. Среди музыкантов… не знаю. "Дорз", рок-н-ролл, живая музыка вообще. Среди окружающих меня людей… каждый из тех, кто говорит мне правду.

— О тебе?

— Не только.

— О себе?

— О том, что нас окружает.

— Исчерпывающий ответ. Самая сокровенная мечта бывает у девушек?

— Если бы я встретилась с Господом, я бы не нашла, что спросить. У меня нет вопросов. Просьб и желаний не было бы, просто хочется понять суть бытия, наверное, как и всем, кто живет на этой планете.

— Вообще-то женщинам несвойственны такие желания, иначе было бы так много женщин-философов, а их, напротив, так мало. Почему?

— Потому что вообще интересных людей мало. Настолько мало, что диву даешься. Тем более женщин, которым чаще всего нечего сказать. А те, кому есть, не могут выразить это словами или буквами. Но если уж случается, то это гениально! Так же, как у Ахматовой.

— Обычно еще добавляют Цветаеву.

— Цветаеву не люблю. Может, оттого, что она думает, как и я.

— А почему женщина к женщине относится достаточно негативно?

— Соперничество.

— За?..

— За власть.

— Над?..

— Над мужчиной и друг над другом. В том числе над собой.

— Что дает власть над мужчиной?

— Не знаю, для меня нет такого понятия, как власть над мужчиной! Мужчина сам по себе очень свободное существо — именно это делает его интересным и привлекательным в глазах женщины.

— Но ведь большинство женщин стремится именно к…

— Это самая большая ошибка женщин! Я стремлюсь к другому — взаимопониманию двух личностей. Для меня мужчина — первое существо в этом мире, и всех своих мужчин я любила. И люблю… до сих пор.

— А они тебя?

— Конечно.

— Откуда такая уверенность?

— Любовь — это такая вещь, которую нельзя скрыть, как деньги и красоту.

— Ты подвергаешь сомнению существование "войны полов"! По-твоему выходит, что она закончилась?

— Ни в коем случае. И никогда не закончится. В любой войне есть своя цель, а цель этой — достижение гармонии, которая никогда не наступит! Но за нее мы продолжаем бороться и воевать.

— А тебе не кажется, что обретение гармонии — самая страшная химера?

— Конечно, химера. Обретение гармонии, Любовь и Смерть — это вечные темы искусства и нашей жизни.

— То есть вечными являются попытки одного индивида подавить личность и волю другого? В своей жизни ты бы хотела подавлять или быть подавленной?

— В первую очередь надо быть интересной самой себе, любить себя и уже этим быть интересной другому человеку.

— Ты меня запутала своей заумью с оттенком "женской логики"! Хорошо, тогда прокомментируй аксиому, что все мужики — гулены, а вот вы — верные и постоянные.

— Думаю, что мужчины чаще бывают верными, несмотря на свою врожденную полигамию и мужские прихоти.

— Где-то я прочел, что женщине надо любить не какого-то отдельного мужчину, а мужчину вообще. Любить свою любовь к мужчине!

— Я читала другое: "нет любви, есть только доказательство любви"!

— Каким должен быть мужчина, чтобы ты его смогла терпеть возле себя достаточно долго?

— Тот, кто будет верен мне, своим желаниям и своим ощущениям меня! С душой поэта. Такой же, как и у меня. Большая редкость, когда люди говорят на одном языке, а когда мужчина и женщина понимают этот язык — сверхъестественно! Это может быть язык жестов, знаков, взглядов… А внешние факторы тогда не имеют значения.

— Твоя героиня в спектакле является для героя одновременно и его долгожданной Любовью и, прости, Смертью! Твое мнение на эту бредовую идею?

— Абсолютно согласна. Женщина действительно убивает мужчину без всякой выгоды, намерений, цели.

— Да, но если у мужчины есть право выбрать себе женщину, стало быть, есть и возможность выбрать себе Смерть?!

— Что делают люди, когда есть выбор? Выбирают. То же самое делает и мужчина.

— Отто Вейнингер описал два типа женщин: женщина-проститутка и женщина-мать. Для своего мужчины ты бы кем хотела быть?

— И той, и другой одновременно.

— Хотел бы я найти такую женщину, но, видно, не там искал! Что ищет женщина в мужчине?

— Духовный подтекст в сексуальных отношениях, хотя и скрывает это. Поверь мне.

— Когда-то ты произнесла гениальную фразу по поводу того, что стало бы с миром, правь им женщины. Освежи для читателей.

— Если бы миром правили мужчины, то в мире ничего, кроме логики, не было. А вот если бы женщины, то и мира давно не было!

— Ты смогла бы убить любимого мужчину?

— Не смогла бы. Для этого я слишком романтичная.

— Но ведь именно романтичные и убивают.

— За свою короткую жизнь я поняла одну вещь: жизнь надо ценить! Каждое мгновение. И лишить этой возможности любимого человека я не смогу.

— А во сне убивала кого-нибудь?

— Да, но ведь я не могу контролировать свои чувства во сне. Я видела окровавленную голову на блюде, в стиле Бердсли — жуткая картина, до сих пор помню!

— Голова кому принадлежала?

— Мне. Было ощущение, что я сама себя обезглавила!

— Твое отношение к суицидам в современной жизни?

— Глупости! Простая человеческая глупость. Лично я могла добровольно лишиться жизни только ради самого любимого мужчины, если бы он в этом нуждался.

— Считаешь ли ты себя привлекательной в глазах мужчин? И за что?

— Считаю. А привлекаю своей искренностью, чарами, харизмой.

— Фрейд эту харизму называл либидо! А чем ты отталкиваешь женщин?

— Вниманием мужчин, своей силой.

— Женщина вообще может оценить качества другой женщины?

— В очень редких случаях — мать.

— Ответь на вопрос, который сама же и задай себе.

— Я бы спросила: что тебя вдохновляет? И тут же ответила бы: та музыка, которая играет внутри меня и дает мне возможность чувствовать себя счастливой.

Точно, как в чеховской "Чайке" — "прошло два года". Аннуш Ситникова вышла замуж и стала Анной… Ей 20 лет, но этого не скажешь.

— Статья будет называться "По любви, но… за банкира". Прокомментируешь?

— А что, банкир — это так плохо? Кстати, он тоже учился в актерской школе, где мы и познакомились. Вообще это довольно творческая профессия.

— Ну да. А ну как "по любви, но за стеклодува"?

— Не думала об этом. Меня устраивает профессия моего мужа.

— Но при этом ты еще и учишься?

— Севастопольский государственный гуманитарный институт, второй курс, филологический факультет.

— Надо полагать, будешь педагогом?

— Да, английский язык и литература, украинский язык и литература. Преподавать не очень хочется, но если посмотреть на эту профессию, как на сцену, то не воротит. Интерактивный театр, где ты и режиссер, и артистка.

— За два года в женщине много меняется? Имею в виду менталитет, мировоззрение…

— В моем случае главные взаимоотношения с миром не меняются с 14 лет и уже навряд ли изменятся кардинально. А вот замужество дает какое-то спокойствие, ощущение равновесия и счастья. Ты уже не одна в мире! Еще стала варить вкусные борщи и делаю это с удовольствием!

— Но брак — это и некоторые… ограничения?

— Нет, если не относиться к ним, как к ограничениям.

— В компании сокурсников уже не посидишь вечером за пивком.

— А я и раньше не сидела. Мне больше нравится общество более взрослых и умных людей.

— Тема "дочки-матери" актуальна?

— Не хочу посвятить себя ребенку, а хочу вместе с ним прожить. Вариант "подружки", а не "строгая мать и непутевое дитя". Дети открывают взрослым гораздо больше тайн, чем они сами себе. Не поймешь, кто кого учит!

— Недавно узнал, что "девочка пела в церковном хоре". Когда-то я видел тебя в клубе, исполняющую собственные джазовые композиции.

— Если есть голос, то он во всем найдет себе применение. А служба в церкви — это как театр: ты либо зритель, либо актер. Мне нравится быть артисткой.

— "Душечка", помнится, перенимала привычки и манеры своих мужей.

— Повезло — привычки и увлечения совпадают. Когда люди из одного круга, социальной прослойки и семейных традиций, то ломки не происходит — все очень органично. Недавно вот вместе с мужем стала заниматься йогой. Мне нравится!

— А долгими зимними вечерами?

— Угадаешь с трех раз? В семейной жизни главное — уметь надо всем смеяться, и над собой в первую очередь, тогда и жизнь будет в радость.

Экзотический рецепт семейного счастья! "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь"! Анна — прирожденная артистка, талантливо играющая все главные роли в репертуаре собственной жизни. Может, и вправду: всем нам не даются лишь чужие роли, а свои кажутся унылыми и бездарными. Или мы просто разучились смеяться?! В первую очередь над собой.

Другие статьи этого номера