Большое видно издалека

Исполнился ровно год с момента последних парламентских выборов в Украине. Безусловно, этот период можно назвать знаменательным для нашей страны как во взаимоотношениях между ветвями власти, так и между властью и народом. Украина находится на очень важном этапе политических реформ и нарабатывания навыков получать от них социально-экономический результат.Существенные изменения в системе власти привели к значимым социально-экономическим успехам, особенно заметным в сравнении с кризисами предыдущих годов. Буквально чудом пережив зиму 2005-2006 годов, к весне 2006 года Украина находилась в угрожающем состоянии политического хаоса и общеэкономической деградации. Менялись "помаранчевые" правительства, тасовались политические лица, но, абсолютно забыв после президентских выборов о народе, все они занимались одним и тем же — усиленно рубили дерево, на котором держится государство Украина. Все устали от политических потрясений и экономических кризисов, и общество ждало стабильности и прогнозируемости решений власти, обеспечения динамичного экономического роста. Для создания таких условий Партия регионов осмысленно избрала порой неблагодарный и непопулистский путь глубокого реформирования системы государственного управления и экономических приоритетов.

Таких масштабных реформ социально-политической жизни страны и в системе государственного управления не было, наверное, с 1996 года — со времени принятия Конституции Украины. Украина все дальше отходит от авторитарной модели управления, осуществляя переход к парламентско-президентской республике, при которой главную роль в стране играют коллегиальные органы власти — парламент и Кабинет министров, а Президент исполняет функции гаранта Конституции, прав и свобод гражданина.

Именно избрание Верховной Рады Украины пятого созыва на мартовских выборах 2006 года положило начало практической реализации конституционной реформы. А Партия регионов — безусловный победитель парламентских выборов, несмотря на настойчивое сопротивление осколков "помаранчевой" команды и Президента — вместе с партнерами создала самую эффективную за всю историю независимой Украины парламентскую коалицию. Коалицию, которая только за один год работы смогла принять более 160 законов, 570 постановлений, множество процедурных решений и назначений. При этом большинство принятых законодательных актов касается экономической и социальной политики.

Хотя, надо заметить, ситуация в парламенте была сложной и отображала общеполитическую ситуацию в стране. Вся работа Верховной Рады прошла под знаком сложного процесса изменения функций, полномочий и ответственности органов власти. Логичным заключительным аккордом этого процесса стало преодоление вето Президента и принятие закона Украины "О Кабинете министров Украины", который призван прекратить особенно усилившийся после последних выборов хаос во взаимоотношениях органов власти. Своевременно был принят благоприятный и для Севастополя закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2007 год", что позволяет планомерно развивать народное хозяйство, регулярно повышать и выплачивать стипендии, зарплаты, пенсии, социальную помощь. Поддержан целый рядь законов, необходимых для вступления в мировую организацию торговли, законы Украины "О внесении изменений к Земельному кодексу Украины (о запрете на продажу земли сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов)", "О численности Вооруженных Сил Украины на 2007 год", "О реструктуризации задолженности за предоставленные услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и коммунальные услуги, что создалась по состоянию на 1 декабря 2006 года", "О временных следственных и специальных комиссиях Верховной Рады Украины", "О Голодоморе 1932-1933 годов в Украине", "О функционировании топливно-энергетического комплекса в особенный период", "О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда" и много других.

Качественно новый уровень взаимодействия ВР Украины с Кабинетом министров Украины и разработанный парламентом перспективный план законодательных работ позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. На рассмотрении Верховного Совета Украины сейчас находится около 2000 законопроектов. Среди них прошедший первое чтение законопроект "Об оппозиции", на очереди законы "О Президенте Украины", "О Всеукраинском референдуме" и многие другие. Открытым остается вопрос о принятии законопроекта 0900 "О внесении изменений в Конституцию Украины (о местном самоуправлении)". А сложившаяся в парламенте практика преодоления вето Президента дает надежды на реанимацию четырежды принятого и в очередной раз "заветированного" закона "О городе-герое Севастополе".

При этом Верховной Раде часто приходилось работать в условиях заблокированной трибуны и объектов жизнедеятельности, без света и под вой сирен. Складывается впечатление, что оппозиционная часть депутатов перепутала высший законодательный орган с цирком, устраивая постоянное шоу и клоунаду, выдвигая абсурдные обвинения и ультиматумы. Для примера, заявив недавно парламентскому большинству написанный в Администрации Президента так называемый ультиматум, состоявший из 17 пунктов, БЮТ и "Наша Украина" не подкрепили его никакими законодательными предложениями, более того — оставили зал заседаний парламента.

Отметим, что предложения, которые касаются социальной защиты граждан Украины, борьбы с рейдерством, развития культуры, сельского хозяйства и борьбы с коррупцией, и так поддерживаются коалицией, а идея проведения референдума для принятия новой Конституции прямо противоречит действующему законодательству.

Знаковым в этом ракурсе выглядит и требование побороть коррупцию в судебной ветви власти, главным органом которой является Верховный Суд Украины, возглавляемый представителем БЮТ В. Онопенко.

Понятно, что все это делается с одним намерением — нагнетание истерии и политической конфронтации с целью втягивания страны в масштабный общественный кризис для реализации разного рода "майданных" сценариев.

Дальнейшее развитие политической ситуации в стране во многом также зависит от Конституционного Суда Украины. Но пока за полгода, прошедшие с момента утверждения его персонального состава и возобновления его полномасштабной работы, Конституционный Суд не принял ни одного решения. На сегодня в КС насчитывается около 30 самых важных конституционных представлений и обращений. В том числе и по таким волнующим общество вопросам, как отмена конституционной реформы, об императивном мандате, о праве Президента накладывать вето на законы о бюджете, о конституционности положений Закона о Кабинете министров Украины, и другим. Решения КС по этим вопросам для возвращения отечественной политической жизни в конструктивное русло переоценить сложно.

Но, резюмируя, можно сказать, что, несмотря ни на что, главную свою задачу — обеспечение продуктивной работы правительства — парламент, безусловно, выполнил.

И совместная работа двух ветвей власти уже дала позитивные результаты. Первому действительно коалиционному правительству под руководством В.Ф. Януковича удалось преодолеть кризисные явления в экономике и социальной сфере, начать системную работу по реализации структурных приоритетов экономического роста, построению инвестиционно-инновационной экономики, улучшению национальной конкурентоспособности, разработке и внедрению высоких технологий.

За неполные пять месяцев работы правительства в 2006 году удалось достичь роста реального валового внутреннего продукта на 7,1%, что в 2,6 раза больше, чем в 2005 году, а за первые месяцы 2007 года — до 9,3%. Динамичнее всего развивались высокотехнологические отрасли: машиностроение — на 11,8% (в 2005 году — 7,1%), авиационная промышленность — 16%, производство космических аппаратов — 12,1% (совершено 8 успешных запусков космических аппаратов), судостроение — 14,4% (построено 28 судов, из них 5 — для отечественных заказчиков). Растет производство фактически во всех отраслях, при этом доля убыточных предприятий сократилась с 35,1 до 30,9%.

Таким образом, отечественная промышленность через 17 лет независимости достигла уровня производства 1990 года.

Правительству в наследство досталась очень тяжелая проблема тарифов и абсолютно заброшенного жилищно-коммунального хозяйства. Грубые ошибки предшественников, разрыв 23 августа 2005 года доблестным правительством Юлии Тимошенко газовых соглашений, которые были рассчитаны на период до 2010 года, привели к резкому скачку цен на энергоносители и тому, что предприятия ЖКХ оказались за гранью выживания, а люди — перед лицом коллапса коммунальных сетей обеспечения. В свое время "помаранчевые" правительства заложили в бюджет 2006 года только 1,6 млрд гривен на нужды ЖКХ, но правительство В. Януковича нашло возможность кардинально улучшить финансирование этого сектора из расчета 5,2 млрд гривен (то есть в 3 раза больше).

В свою очередь парламент, учитывая опыт необоснованно высокого поднятия тарифов в регионах, 14 марта этого года принял в первом чтении изменения к закону о ЖКХ с целью дать возможность правительству контролировать обоснованность назначения коммунальных тарифов местными органами власти, более четко выписать процедуру получения субсидий и установить, что квартплата не будет превышать 20% доходов, а для некоторых категорий (пенсионеров, инвалидов) — 15%. К слову, циничность заявлений оппозиционных политиков проявилась и тут — самые высокие коммунальные тарифы установлены в регионах, где большинство в местных советах принадлежит именно им.

Вместе с тем Кабинет министров Украины с целью максимальной компенсации последствий роста коммунальных тарифов значительно упростил процедуру назначения субсидий для всех семей и уменьшил пороговую величину доходов, которая дает право на получение субсидии. На сегодняшний день в Украине субсидии назначены 1,52 млн семей. Правом на оплату жилищно-коммунальных услуг на уровне 15% от совместного дохода используют 382,5 тыс. семей, состоящих из пенсионеров или инвалидов. Средний размер субсидии по Украине составляет 116 грн.

Но изменить ситуацию к лучшему в сфере ЖКХ без ее глубокого реформирования не смогут никакие законы и государственная поддержка. Это четко понимается правительством, которое приняло революционное решение — сначала ввело должность в правительстве вице-премьер-министра — министра по вопросам строительства, архитектуры и ЖКХ, а с 20 марта сего года введена отдельная должность министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины. Именно на работу нового министерства возлагаются большие надежды по реформированию ЖКХ, чего не было сделано предыдущими правительствами.

Позитивные тенденции наблюдаются на примере цен на продукты питания. С августа 2006 года (начало работы коалиционного правительства) отмечается не рост, а падение цен на основные продукты питания: овощи — в среднем на 15%, мясо и птица — на 8,3%, картофель — на 4,7%, масло, яйца, сахар — около 2%.

Сами по себе цифры ничего не говорят, но именно эти высокие темпы роста экономики и низкие темпы инфляции позволяют правительству эффективно действовать в приоритетной для себя сфере — работе по улучшению благосостояния граждан, системному повышению уровня социальных выплат.

Так, 15 марта этого года парламент принял предложенные правительством изменения в госбюджет-2007, в которых заложено опережающее повышение социальных выплат. С 1 апреля минимальная зарплата составит 420 грн, с 1 июля — 430 грн, а с 1 октября — 460 гривен. Активно повышаются и пенсии. Размер минимальной пенсии с 1 апреля составит 410 грн, а с 1 октября — 415 гривен. Средняя пенсия по возрасту за прошлый год выросла на 12,5% и составила 458 гривен.

В изменениях в госбюджет заложено также 890 млн гривен для повышения уровня денежного обеспечения военнослужащих по контракту, лиц рядового и младшего командного состава, прапорщиков (мичманов) и младшего офицерского состава. Эти деньги позволят с 1 апреля увеличить ежемесячные выплаты указанным категориям граждан в среднем на 100-250 гривен — в зависимости от ведомственной принадлежности.

Дополнительно еще 749,5 млн грн предвидится выделить на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, детям-инвалидам, 75,5 млн грн — на выплату стипендий и помощи ученикам, студентам, аспирантам и докторантам учебных и научных заведений.

Успешная правительственная политика в экономической сфере позволит к концу года увеличить среднемесячную заработную плату врача-хирурга на 169 гривен, врача "скорой помощи" — на 180 гривен, врача-терапевта — на 147 гривен. Школьный учитель к тому времени будет получать на 167 гривен больше, заведующий детским садом — на 179 гривен, директор школы — на 219 гривен.

Таким образом, уже второй раз за короткий период деятельности Кабинета министров происходит повышение социальных стандартов. В прошлом году, исправляя ошибки предшественников, правительство также увеличило расходы государственного бюджета на 1,5 млрд гривен, обеспечив полноту выплат пенсий, помощи при рождении ребенка и зарплат работникам бюджетной сферы.

При этом рост социальных выплат обеспечивается исключительно за счет внутренних резервов, без внешних заимствований (и, таким образом, без перекладывания долгов на следующие поколения).

Еще одним важным успехом за год, что прошел, стала нормализация отношений с Российской Федерацией. До этого два года не заседала комиссия Ющенко — Путин, не проходили встречи на уровне премьеров, нулевой результат был и по работе двусторонних комиссий. Зато предостаточно было всевозможных конфликтов, категорических высказываний и… одна из самых высоких в Европе цен на газ для украинцев. Сегодня же сотрудничество между нашими странами вернулось в конструктивное русло, ярким свидетельством чего стали договоренности по сохранению цены 95 долларов США за 1000 кубометров до конца 2006 года и по поставке газа в Украину на 2007 год по цене 130 долларов США, что является теперь уже одной из самых низких цен в Европе и самой низкой ценой для стран СНГ. Возобновилось сотрудничество и по другим перспективным проектам.

Безусловно, пока еще остается много проблем. В частности, преодоление дефицита внешнеторгового баланса, увеличение доли высокотехнологических предприятий в промышленном производстве, реформирование ЖКХ и контроля за часто необоснованным повышением коммунальных тарифов местными органами власти, реформирование судебной и правоохранительной систем, продолжение конституционной реформы и реформы местного самоуправления, принятие решения о статусе русского языка и много других.

Результаты работы власти за этот период, конечно, могли бы быть и более успешными, если бы не то политическое напряжение, которое создают противоборствующие политические силы и часто неконструктивная политика Президента Украины.

В стратегическом плане главным достижением правительства стало наведение порядка во всех сферах деятельности. Государство возвратилось к нормальному ритму жизни, определенному Конституцией и законами Украины. Едва ли не первым правительство Виктора Януковича с успехом выполняет принятую им же программу действий.

На сегодня можно сказать, что Партия регионов исполняет взятые весной 2006 года на себя обязательства. Стабилизация, реальные реформы, прагматичная внешняя политика, системный подход к обеспечению социальных стандартов и выплат, закладывание основ дальнейшего экономического роста и взвешенной гуманитарной политики, разумные цены на энергоносители, падение цен на бензин и продукты питания даже на фоне крайне вынужденного роста коммунальных платежей — это те посевы, которые, безусловно, должны дать хорошие экономические всходы и социальные плоды. Но, как всякие всходы, их надо оберегать, лелеять, над ними надо трудиться и запастись немного терпением в ожидании результатов. Большое видно издалека.

Другие статьи этого номера