Бесхозные отходы. Слово — закону

Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины являются обязанностью государства. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. Так гласит Основной Закон Украины.Природоохранной прокуратурой проверено соблюдение районными государственными администрациями законодательства о бесхозных отходах. Статьями 8, 9, 12 закона Украины "Об отходах" предусмотрено, что отходы, которые не имеют владельца или владелец которых не установлен, считаются бесхозными. Местные органы исполнительной власти ведут учет бесхозных отходов и несут ответственность за их комплексное использование, соблюдение условий обращения с ними, предотвращение негативного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье людей.

Между тем учет бесхозных отходов в районных государственных администрациях крайне неудовлетворителен, допускаются искажения показателей количества свалок и их объемов. Например, по данным отдела ЖКХ Нахимовской РГА, на начало 2006 года на территории района размещались 394 несанкционированные свалки отходов, а на конец года ликвидированы 904 свалки общим объемом 8,2 тыс. м.куб.

В то же время, по информации Государственного управления охраны окружающей природной среды в Севастополе, на территории этого района в 2006 году обнаружены 45 свалок отходов на земельных участках общей площадью 11,275 га объемом 187,06 тыс. м.куб, ликвидированы 148 бесхозных свалок объемом 0,86 тыс. м.куб на земельных участках площадью 0,175 га.

Причинами такого положения являются ошибочный учет фактически бесхозных отходов, их деление на бесхозные и те, что вновь возникли, а также нарушение требований закона, устанавливающих порядок признания выявленных отходов, собственник которых не установлен, бесхозными.

Аналогичные нарушения закона выявлены в деятельности всех районных государственных администраций.

В соответствии со статьей 13, пунктом "м" статьи 20 закона Украины "Об отходах" местные государственные администрации являются субъектами обращения с отходами, в их полномочия входит обеспечение ликвидации несанкционированных свалок отходов самостоятельно или по решению уполномоченных на то органов.

Однако, несмотря на ежегодное увеличение средств, выделяемых из бюджета на ликвидацию свалок, тенденции образования новых свалок отходов, увеличение объемов ранее обнаруженных сохраняются на территории всего города. Определяющей причиной такого положения является несоблюдение со стороны исполнительных органов власти законодательства, регулирующего порядок обращения с бесхозными отходами, существенные недостатки и упущения в работе в этой сфере.

Из-за отсутствия контроля со стороны руководства районных государственных администраций комиссиями по вопросам обращения с бесхозными отходами заявления (сообщения) о фактах выявления бесхозных отходов, как правило, не рассматриваются. Количество, состав, свойства, стоимость отходов и степень их опасности для окружающей природной среды и здоровья человека не определяются.

Вместо этого комиссии рассматривают и принимают решения по вопросам, не имеющим отношения к их компетенции. Например, комиссией Гагаринской РГА принимаются решения о засыпке несанкционированных свалок отходов, что не относится к её полномочиям и, по существу, является незаконным.

На территории Севастополя находятся десятки многолетних несанкционированных постоянно возобновляемых свалок отходов. Однако в нарушение установленных правил правоохранительные органы, соответствующие специалисты и эксперты для определения владельцев отходов не привлекаются.

Согласно требованиям закона, выявленные отходы, владелец которых не установлен, могут быть признаны бесхозными только при наличии акта комиссии и распоряжения администрации. Именно эти документы являются основанием для выделения бюджетных средств на ликвидацию бесхозных отходов.

Однако ни одна из районных государственных администраций установленного порядка определения отходов бесхозными не придерживается.

Эти нарушения закона создают условия и способствуют нецелевому использованию бюджетных средств, направляемых на ликвидацию бесхозных отходов, делают невозможным осуществление их должного учета.

Так, в июле 2006 года государственным управлением охраны окружающей природной среды в г. Севастополе зарегистрирован факт использования Ленинской РГА бюджетных средств, выделенных исключительно на ликвидацию бесхозных отходов, для зачистки и вывоза отходов с контейнерных площадок, то есть не по целевому назначению.

Вопреки требованиям закона, администрациями не контролируются и не решаются вопросы о возмещении виновными лицами вреда, причиненного в результате засорения земель бытовыми и промышленными отходами. Как подтверждают материалы проверки, соответствующие службы районных государственных администраций в случае установления лиц, виновных в незаконном размещении отходов, ограничиваются исключительно привлечением их к административной ответственности. Соответствующие акты о замусоривании земель не составляются, причиненные убытки в установленном законом порядке не рассчитываются и за счет виновных не возмещаются.

В то же время только в результате размещения лишь одной несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов объемом 227,8 м.куб в районе Красной горки размер вреда, причиненного засорением земельных ресурсов, по расчету государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Севастополе, составляет 706 876,8 грн.

По результатам проверки природоохранной прокуратурой главам районных государственных администраций внесены представления об устранении нарушений закона в сфере обращения с бесхозными отходами. О выявленных нарушениях проинформировано руководство Севастопольской городской государственной администрации. Приняты меры к организации проверки законности использования бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию бесхозных отходов.

Другие статьи этого номера