Уплата налогов — дело государственной важности

Во время одной из своих недавних рабочих поездок по регионам председатель ГНА Украины Анатолий Брезвин отметил: «…Мы — за партнерские отношения с налогоплательщиками и эту политику будем настойчиво воплощать в жизнь и в дальнейшем. Вместе с тем, создавая максимально благоприятные условия для работы добросовестных плательщиков, мы должны занимать непримиримую позицию в отношении тех, кто не платит налоги. Для этого в рамках законодательства у нас достаточно рычагов влияния».В этой связи отмечу, что главным приоритетом подразделений контрольно-проверочной работы налоговой службы являются решение и выполнение триединой задачи: выявление и разрушение применяемых отдельными плательщиками схем уклонения от уплаты налогов, ликвидация искусственной убыточности предприятий и сохранение для государства денежных средств путем предотвращения случаев незаконных требований возмещения налога на добавленную стоимость.

Насколько успешно будет организована контрольно-проверочная работа по этим направлениям, настолько больше дополнительных денежных средств получат бюджеты Севастополя и страны для улучшения качества жизни своих граждан.

В первую очередь в поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, у которых уровень уплаты налогов в бюджет не соответствует их хозяйственным оборотам, те, которые постоянно декларируют убытки, чтобы не платить налог на прибыль, или требуют возмещения из бюджета значительных сумм налога на добавленную стоимость, не имея на то законных оснований.

Наиболее красноречиво о результатах проверок предприятий нашего города говорят следующие цифры: в 2006 году было документально проверено 779 субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, причем у каждого второго выявлены нарушения налогового законодательства. По результатам проверок в бюджет дополнительно мобилизовано 6,4 млн грн доначисленных налогов и сборов; ликвидированы "псевдоубытки" на 3,6 млн грн; предотвращено незаконное возмещение НДС на сумму 6,5 млн грн.

Документальные проверки предприятий проводятся комплексно и по принципу формирования финансово-промышленных групп (ФПГ), когда проверками охватываются субъекты предпринимательства одной отрасли, имеющие тесные хозяйственные связи с крупнейшим производителем. Такие группы ежеквартально формируются по всем ведущим отраслям экономики — торговля, нефтебизнес, судостроение, промышленность, рыбная отрасль, строительство. Например, в конце прошлого года были охвачены документальными проверками предприятия нефтебизнеса, а в первом квартале 2007 года — предприятия, осуществляющие операции с металлоломом.

Такой подход к организации проверочной работы предоставил налоговой службе возможность оперативно выявлять пути и схемы уклонения от налогообложения, разработанные изобретательными плательщиками, проводить встречные проверки по запросам других регионов для подтверждения декларируемых сумм, изучать товарно-денежные потоки связанных хозяйственными отношениями предприятий.

К сожалению, следует признать, что нарушителей налогового законодательства и любителей поживиться за государственный счет в нашем городе еще предостаточно, о чем свидетельствуют результаты проверок.

Это в первую очередь относится к предприятиям, занимающимся торговлей нефтепродуктами, у которых объемы полученных доходов составляют более 100 млн грн в год, а размеры уплаченных налогов, в частности налога на прибыль, минимальны и не превышают 20-30 тыс. грн.

Минимизация налогов "нефтефирмами" осуществляется за счет манипуляций с остатками ГСМ при переводе количества топлива из тонн в литры, привлечения крупных банковских кредитов с одновременным предоставлением беспроцентных займов своим сотрудникам, а также путем реализации нефтепродуктов по ценам, ниже цены приобретения, что приводит к снижению уровня средней наценки по всему реализуемому ассортименту. В результате от деятельности таких "хитроумных" плательщиков бюджет ежегодно теряет порядка 11 млн грн.

Аналогичная ситуация просматривается и у предприятий, реализующих лом цветных и черных металлов, которые не только уплачивают в бюджет мизерные суммы налогов, имея миллионные обороты, но и заявляют к возмещению из бюджета значительные суммы налога на добавленную стоимость.

По результатам проверок предприятий-"металлистов", проведенных в первом квартале 2007 года совместно с таможенными органами, установлено, что уклонение от уплаты налогов и незаконные требования бюджетного возмещения НДС осуществляются методом использования в звеньях поставки металла "фиктивных" предприятий из других регионов Украины. Занимаясь неоднократной перепродажей металлолома и выстраивая длинную цепь: поставщики — покупатели, предприятия преследуют единственную цель — создать препятствия для налоговых органов, чтобы невозможно было установить фактическое место происхождения товара, его реальное количество и затраты на транспортировку, а самим — скрыть свои реальные доходы.

Также в ходе документальной проверки основного предприятия этой финансово-промышленной группы установлен факт декларирования им экспортной операции на сумму почти 1 млн грн, тогда как, по данным таможни, груз не пересекал границу Украины и находился под таможенным контролем в морском торговом порту. В результате проверки плательщик вынужден был уплатить в казну 200 тыс. грн.

По итогам завершенных в текущем году документальных и оперативных проверок субъектов предпринимательства бюджет пополнился на 2 млн грн, кроме этого, уменьшены "виртуальные" убытки на 300 тыс. грн и предотвращено незаконное возмещение НДС на сумму 3,6 млн грн, т.е. из каждой заявленной плательщиком к возмещению и проверенной тысячи гривен сэкономлено для государства 178 грн.

Основная задача сотрудников отделов контрольно-проверочной работы состоит не только в поиске и разрушении применяемых недобросовестными плательщиками схем уклонения от налогообложения и доначислении неуплаченных налогов, но в первую очередь в том, чтобы все суммы согласованных налоговых обязательств по результатам проверок в полном объеме поступали в бюджет. А это зависит не столько от профессионального мастерства и знания законодательной базы нашими специалистами, сколько от атмосферы доверия и партнерства, которая складывается между государственными органами и налогоплательщиками, взаимного уважения и соблюдения баланса интересов.

Главный лейтмотив: если предприятие имеет за год миллионные обороты, то оно не вправе платить в бюджет мизерные суммы налогов — налоговые поступления должны быть адекватны его доходам. Мы рассчитываем на то, что налоговая культура наших граждан будет постоянно расти, ведь от нее зависит их благосостояние. Полностью и в срок уплаченные налоги — это отремонтированные дороги, школы, тепло в домах, доступные здравоохранение и образование, достойные пенсии, а также возможность сделать еще много полезных дел для улучшения социально-бытовых условий жизни горожан.

На сегодняшний день можно смело сказать, что налоговая служба располагает наиболее полной и прозрачной базой данных по всем субъектам предпринимательской деятельности, что позволяет объективно производить оценку хозяйственной деятельности любого предприятия и видеть реальные налоговые ресурсы.

Каждый плательщик должен четко понимать и осознавать, что налоговые органы стоят на страже интересов государства, поэтому мы не будем беспокоить проверками тех, кто добросовестно и честно платит налоги. Но мы не оставим в покое тех, кто незаконным образом пытается построить свой бизнес за государственный счет.

Другие статьи этого номера