Супермаркет — суперобман?

Конечно, в супермаркетах приятно делать покупки. Тепло, светло, уютно, выбор товара большой. Но… не стоит расслабляться в больших магазинах. И здесь могут обвесить, обсчитать, нахамить ничем не хуже, чем на обычном рынке.

КАК ПРЕВРАЩАЮТ В "ШОПОГОЛИКОВ"

Главная особенность супермаркетов — изобилие. Кроме того, здесь тебе и интерьер новомодный, и обслуживание почти по английскому этикету. Наконец-то до нас дошла цивилизация, взращенная на грядках зарубежного капитализма. Цель супермаркетов — сделать каждого покупателя постоянным клиентом с шопологической зависимостью. Западные технологии давно разработали "стратегию боя". Уже подсчитано, что каждая лишняя минута пребывания в супермаркетах европейцам обходится в 2 доллара, а импульсивным украинцам — в 3. Именно поэтому три группы наиболее нужных товаров — хлеб, молоко, мясо — расположены чаще всего в противоположных углах торгового зала: чем дальше покупатель будет идти от одного к другому, тем тяжелее от "попутчиков" становится его корзина. Психологи утверждают, что 60 процентов покупок в супермаркетах совершается по принципу "пришел, увидел, купил". (Если не верите, попробуйте сделать собственный анализ).

Хорошая приманка — так называемые импульсивные места, за которые борются производители. Это полочки на уровне глаз и рук покупателей, обеспечивающие львиную долю продаж в любом магазине. Здесь выставляются самые дорогие товары далеко не первой необходимости. (Если это конфетный ряд, то наиболее дешевые конфеты скорее всего будут находиться на самой первой от пола полке). С той же целью большей наживы супермаркеты распределяются на зоны. К "горячим" относятся места, где совершается наибольшее количество покупок, например, периметр зала — 80 процентов посетителей выбирают именно этот путь, в то время как на внутренние ряды обращают внимание только 20 процентов покупателей. Многие, наверное, заметили (могу подтвердить на личном опыте), что найти в супермаркете ценник выбранного товара удается не всегда и далеко не сразу. И это тоже не случайно: по плану продавцов на поиски нужной наклейки покупатель должен потратить от 3 до 8 минут, чтобы в итоге, не найдя нужного товара, взять продукцию наобум.

Еще один гипнотический прием — музыка. Мягкая и расслабляющая, она побуждает покупателей не спешить и больше времени посвятить покупкам. Быстрая музыка может использоваться в часы пик для ускорения движения "шопоголиков". Очевидно, для аналогичных целей в залах порой распыляются ароматы, так или иначе влияющие на настроение людей: аромат апельсина, лимона, кожи…

Количество продавцов, обслуживающих конкретный торговый участок, возможно, тоже продумано и имеет психологическое обоснование. В частности, такая мысль приходит в голову в кулинарном отделе. Люди, спешащие после работы домой, вынуждены задерживаться здесь, стоя в очереди. Две (и это в лучшем случае) продавщицы не спеша взвешивают салаты, котлеты, жареную рыбу и курицу, словно дразня вкусным видом готовой пищи тех, кто еще не успел сделать заказ. В результате слегка голодный покупатель "берет сверх нормы". Он уже "надышался" дразнящими запахами и плохо контролирует себя.

ФОКУС ПРОСТ…

Несмотря на роскошь и изобилие товаров, в супермаркетах, тем не менее, обвешивают и обсчитывают не хуже, чем на рынках. Это несложно доказать путем личного опыта, интервьюирования знакомых, а также сославшись на профессиональную практику сотрудников Севастопольского управления по делам защиты прав потребителей.

По словам исполняющей обязанности начальника управления по делам защиты прав потребителей Л.Л. Макаровой, один из самых распространенных способов обмана — недовес. Цифры, указанные на пакете уже упакованной продукции, часто не соответствуют действительности. Расхождение, например в 30 граммов, вроде и не повод для скандала, но умножьте эту цифру на суточное количество пришедших в супермаркет людей… Расфасованные товары зачастую оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Есть и другой способ обвеса, основанный на том, что многие продукты имеют свойство усыхать. Там, где указано "1 кг" (например, бананов), содержимого может оказаться граммов 900. И чтобы не платить за воздух, нужно просто перевешивать фасованный товар.

Неприятной неожиданностью может оказаться "фокус" с ценниками. В таком случае на кассе при получении чека окажется иная сумма, чем та, на которую вы рассчитывали. Кассир, извинившись, пояснит, что данный товар подорожал (или просто закончилась очередная акция), а изменить цены попросту не успели.

Другой вариант. Как-то раз покупательнице, купившей, как ей казалось, акционный товар, указали на ценник — он был желтого, а не зеленого, как все, цвета. Однако проинформировать ее об этом заранее не потрудился никто.

Согласно закону, во всех супермаркетах на самом доступном для покупателя месте за подписью ответственного лица должна находиться информация о ценах (помимо той, что непосредственно на товаре). В любом случае, если возник конфликт, следует пригласить администратора, управляющего залом. Кстати, в этой возможности заключается самый важный, пожалуй, положительный момент. Не пренебрегайте телефонами "горячих линий", книгами жалоб и предложений или, как это принято в некоторых магазинах, ящиками для заявлений. Как правило, администрация супермаркетов заинтересована в искреннем обмене мнениями, в улучшении качества торговли. При наличии чека, адреса заявителя скорее всего в спорной ситуации постараются разобраться. И не исключено, что в вашу пользу.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Особенно в области торговли, где чуть ли не каждый так и норовит поживиться за чужой счет. В одном из наших городских супермаркетов за шесть лет сменилось шесть директоров — чувствуется дефицит профессионалов. Еще более остро ощущается нехватка чистых на руку людей.

Высокая текучесть кадров свойственна не только руководящему составу. Заведующая сектором одного из супермаркетов (она уже оставила эту работу) жаловалась, что должна была принимать одиннадцать грузовых машин в день, при этом проверять наличие документов на каждый товар, посчитать его. Грузчиков было мало, а водители ждать не хотели, в результате приходилось работать с большой поспешностью. Рано или поздно вскрывалась недостача. На кого списывать недостающие тысячи? Правильно, на потенциального покупателя: раздробив эти суммы на каждого по "чуть-чуть".

Но еще хуже обстоят дела, когда вступают в осознанный сговор сотрудники супермаркета, например кассир и охранник. Кассир всего-навсего не пробивает одну единицу купленного товара, покупатель, не заметив этого, отходит в сторону, и тут… охрана отводит "вора" в каморку и предлагает договориться без милиции. Ему предлагают оплатить "украденный" товар в тройном размере. Понятно, что две цены из трех идут в карман "бдительного контролера".

ОХРАННИКОВ БОЯТЬСЯ НЕ НАДО — ПРАВ У НИХ МАЛО

Не так давно в одном из супермаркетов видела такую картину. Сотрудница магазина вместе с двумя охранниками устроила досмотр с пристрастием — была вывернута наизнанку небольшая дамская сумочка пожилой посетительницы. Пока бабушка в мохеровом берете недоуменно хлопала глазами, ей громко, на весь зал за что-то читали нотации.

По мнению ведущего специалиста юридической службы управления по делам защиты потребителей Олеси Родиной и главного специалиста Ларисы Демшевской, такие действия неправомерны. Сотрудники магазина и охрана могут проверить сумки только с согласия покупателя. Помимо воли последнего, это становится возможным только в порядке, установленном законом, — нужно вызывать сотрудников милиции. Более того, перепалки в торговом зале не допускаются. Женщину должны были для выяснения обстоятельств вежливо пригласить в отдельную комнату.

А между тем зачастую даже в местах, отведенных для хранения вещей покупателей, можно увидеть такое объявление: мол, администрация за сохранность сумок ответственности не несет. А зачем тогда специальные камеры, ключи, работник, нанятый для обслуживания? Возможно, у администрации супермаркетов и на этот вопрос есть свой резонный ответ, однако нам интересны лишь те, что в рамках закона.

Другие статьи этого номера