Ода «Радости»

Образцовому ансамблю — 25 лет.
Четверть века назад на базе Дома культуры Балаклавского рудоуправления им. Горького профессиональными хореографами Виктором и Татьяной Гоцуленко был основан ансамбль «Радость». В 1986 году ему было присвоено звание «Образцовый художественный коллектив». С момента своего создания слава ансамбля перешагнула границы родных Балаклавы и Севастополя. Искусством «Радости» восхищались зрители Польши и Югославии, Молдавии и Болгарии, Германии и России, Турции и даже Султаната Оман. За неоднократные победы в престижных всеукраинских и международных конкурсах и фестивалях в 2004 году ансамблю «Радость» присвоено звание «Народный». А перечисления побед хватило бы на три статьи: это и победа на Первом Всеукраинском конкурсе народной хореографии им. Павла Вирского, на VI Международном конкурсе танцев народов мира «Веселкова Терпсiхора», участие в праздничном концерте V съезда Федерации профсоюзов Украины и шоу-феерии к 80-летию Международного центра «Артек» — продолжать можно еще очень долго. «Радость» весьма крупномасштабна. Более 10 мальчишек и девчонок входят в состав ансамбля и столько же занимаются в студии, еще только собираются выйти на сцену. А привили этим ребятам любовь к танцу художественные руководители — заслуженные работники культуры Украины Виктор и Татьяна Гоцуленко. О своей «Радости», несмотря на плотный предпраздничный график, рассказал Виктор Павлович:

— С чего начиналась «Радость»?

— В 1981 году мы с Таней, амбициозные выпускники Киевского государственного института культуры им. Корнейчука, приехали в Балаклаву с целью создать что-то свое. Мы обосновались в Доме культуры Балаклавского рудоуправления им. Горького, где Таня предложила открыть балетную студию. А через год эта балетная студия трансформировалась в хореографический ансамбль "Радость", так что 1982 год мы считаем датой его рождения. Мы учились, смотрели на другие коллективы, завидовали им по-хорошему, что у них несколько возрастных групп детей. Мы активно набирали все новых и новых ребят, пока не сформировался "конвейер" от пятилетних малышей до взрослых юношей и девушек.

— Что дают занятия в ансамбле его воспитанникам?

— Знаете, любой коллектив, необязательно хореографический, воспитывает маленького человека, пришедшего в него. Он учит культуре поведения, дисциплине, самообразованию, потому как индивидуальным обучением мы не занимаемся. Детей мы учим одинаково, но приходит время ставить танец, и тогда педагог выбирает тех, кто был более сообразительным и внимательным. Я вообще считаю, что умных и глупых детей не бывает, бывают внимательные и невнимательные. Знаете, мы же своей целью не ставим воспитание идеальных танцоров, мы просто стараемся привить им все эти качества, но уж если хореография действительно по душе ребенку, то стараемся помочь ему получить профессию танцора.

— А среди ваших выпускников есть профессиональные танцоры?

— Да, конечно. Как правило, почти из каждого выпуска один или два человека хотят связать свою судьбу с хореографией Но мы стараемся привить ребятам понимание того, что они должны окончить институт или хореографическое училище, получить высшее образование, чтобы работать в профессиональном коллективе. Многих наших детей, еще школьников, приглашают во взрослые коллективы на занятия, чтобы, окончив школу, они пришли туда работать. Но мы стараемся отвечать отказом на такие предложения. Понимаете, век танцора недолог, максимум 20 лет, а потом еще до сорока лет танцоры выходят на пенсию. И если у них не будет образования, они не смогут устроиться в жизни. Кстати, педагоги "Радости" — ее выпускники, и это, согласитесь, говорит о многом.

— А чему учат дети вас?

— Как их нужно любить. Ребенок есть ребенок. И когда мы вырастаем, то почему-то забываем, что сами были детьми, шалили, хулиганили. Их просто надо уметь прощать, никогда не держать на них зла. В случае какой-то провинности можно ругать, кричать, даже наказать — в угол поставить или отлучить от занятий на этот день, если уж чересчур серьезный проступок совершил. Но закончилась репетиция, и дети вновь стали одинаковыми, и ты должен с любовью относиться к любому ребенку, даже если полчаса назад он шкодничал. Конечно, к этому мы пришли не сразу, учились на собственном опыте. А он у нас, поверьте, за 25 лет колоссальный. Через "Радость" прошло столько детей! И, знаете, что самое любопытное — мы открыли для себя закономерность, что примерно через пять лет сталкиваемся с практически полным повторением характеров наших детей. Иногда просто диву даешься, насколько похожи они бывают: и манеры, и стиль поведения, и даже мимика. Хотя такие "двойники" совсем не родственники.

— О чем вы мечтаете?

— Знаете, так как мы, педагоги, стараемся выполнять свою работу профессионально, то, как, наверное, любые профессионалы, хотим, чтобы наши творения были лучше других. Чтобы наши дети были научены всему тому, что знаем и умеем мы, и даже больше. Чтобы на каждом фестивале или конкурсе занимать самые почетные места. Так, конечно, не бывает, но мечтать-то хочется. Мечтаем иметь самые лучшие костюмы и чтобы их хватало на всех. А то иногда бывает, что ребенок танцует на сцене, а за кулисами его ждет другой, и пока объявляется следующий номер, первый разувается и быстро обувается второй, и все потому, что одна пара сапог стоит 280 гривен, а на сцену одновременно выходит 50 человек, вот и посчитайте, только чтобы обуть всех для одного номера, необходимо 14 тысяч гривен! И когда мне говорят, чтобы мой коллектив выступил где-нибудь на площади, где танцевать на асфальте придется, я, естественно, отказываюсь, потому что сапоги вмиг сотрутся. На меня, конечно, обижаются, но я же не могу каждый месяц такие колоссальные деньги тратить.

— Как-то с разговоров о мечтах мы скатились на извечный вопрос нехватки средств. Быт заел?

— Я всегда помню о том, что во многих коллективах нет и доли того, что есть у нас. Посему надо сказать огромное спасибо Балаклавскому рудоуправлению им. Горького, внимательно относящемуся ко всем нашим нуждам. Конечно, чтобы денег хватило на все, нам нужны астрономические суммы, которые даже солидное предприятие не потянет. Но все не так уж плохо. Мне дали 20 тысяч на обувь, чтобы дети не ходили босиком. Мне дали 42 тысячи на костюмы, и пусть это не до конца решит проблему, но я смог заказать во Львове наряды, пошитые на совесть в той мастерской, где руками вышивают узоры. И знаю, что служить они будут не 5, а 25 лет. И именно помощь коллектива горняков делает наш коллектив доступным для необеспеченных детей. Каждый ребенок занимается бесплатно, есть, конечно, добровольный ежемесячный взнос — 10 гривен, но он, подчеркиваю, сугубо добровольный. Многие семьи и этого позволить себе не могут, поэтому с них мы ничего не берем. Можем мы благодаря рудоуправлению ездить по всей Украине на всевозможные конкурсы, фестивали, смотры бесплатно. А вот поездки за границу, конечно, уже за родительские деньги. А для работников культурной сферы решение всех вопросов в рабочем порядке — это счастье. Многие дома культуры завидуют нам. У нас и зарплата выше, чем у бюджетников, у нас и транспорт, и средства на добротную обувь и костюмы, за все спасибо Балаклавскому рудоуправлению им. Горького и его начальнику Вячеславу Горбатову. Благодаря их поддержке и опеке нам хочется работать и побеждать.

— Спасибо за беседу и с юбилеем. Долгие лета вам и вашим «опекунам» — Балаклавскому рудоуправлению.

Юбилей коллектива юные танцоры отметят, как и полагается настоящим артистам, на сцене. В понедельник, 30 апреля, в Севастопольском драматическом театре им. А.В. Луначарского состоится юбилейный концерт.

Другие статьи этого номера