"Искусство всегда имеет один адрес — человек". К этим простым и целомудренным словам, некогда высказанным в одном из интервью замечательным севастопольским скульптором Ольгой Денисовной Миньковой, так и просится такой комментарий: "Человек, к самым светлым и чистым струнам души которого всегда обращены своеобразные послания в будущее, сотворенные резцом и кистью истинного Мастера-скульптора".
Они, эти послания, сутью своей фактуры, гуманной реалистической идеей просто обречены на постоянное прочтение потомками…
Совсем иное дело, конечно, с какими чувствами мы, отдаленные по времени от сотворения того или иного произведения искусства порой целыми веками, воспринимаем смысл, заложенный творцами в скульптуру, художественное полотно, керамическое изделие… И вот в этом плане члену Союза художников СССР, заслуженному художнику Автономной Республики Крым, кавалеру ордена "Знак Почета" Ольге Миньковой удивительно повезло. Все то, что создано ее руками и согрето сердцем этой миниатюрной женщины, все, что оставлено ею нам "на прочтение", никоим образом не может сегодня восприниматься в качестве, скажем, "антуражной тени ушедшего в прошлое советского строя" или, того печальнее, — макулатурой от искусства.
Собственный — строгий, понятный, согретый лирическим чувством пластический мир Ольги Миньковой — это десятки сотворенных ею скульптур, памятников, портретов знаменитых и простых людей в жанре монументально-декоративной и станковой скульптуры. Это не поддающееся счету количество разноплановых миниатюр из гипса, дерева, мрамора, меди, силумина. И все эти вещи, украшающие ныне улицы и скверы городов, находящиеся в экспозициях многих музеев СНГ, в личных коллекциях сотен наших современников, в холлах предприятий и очагов культуры, — все это несет в себе крепкий, как каркас памятника, заряд теплой, не охладевающей с годами тяги к правде жизни, реализму и желание, нет, не понравиться или польстить людям, а как-то им помочь самоутвердиться, высветлить малонаселенные любовью островки души, выделить, наконец, ту самую аквамариновую мелодию добра из многоцветной оратории бытия. Она, эта мелодия скульптурного портрета, быть может, поможет человеку по-доброму, с надеждой заглянуть в завтрашний день и поверить, наконец, в удачу.
В этом плане есть резон, чуть перефразируя Симоника Кеоски, сказать: "Скульптура — это немая музыка, а поэзия — говорящая скульптура".
…Глянем же на самые удачные, знаковые творения этого Мастера — бюст Юрия Гагарина (Севастопольский Художественный музей); знаменитое изваяние А.С. Пушкина (Гурзуф, санаторий Минобороны Украины); "Скорбящая" (памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
(с. Табачное, АРК); диптих "Юность" (Киргизстан, Государственный театр оперы и балета); единственный в Европе бюст знаменитого нашего этнографа и путешественника Н.С. Миклухо-Маклая (ИнБЮМ, Приморский бульвар); бюст В.К. Блюхера (розовый гранит, Гагаринский район г. Севастополя); портреты Героев Советского Союза Нины Ониловой и капитана С.А. Неустроева (Музей героической обороны и освобождения Севастополя); наконец обобщенный мужественный профиль защитника Севастополя моряка-черноморца (Севастополь, военно-морской институт)…
Постойте молча подле них, вслушайтесь в мелодию камня, и вы найдете созвучную вам заветную голубую ноту, которую всегда искал Моцарт. Право слово, она существует…
…В последние годы Ольге Денисовне, перешагнувшей 80-летний рубеж, конечно же, уже было тяжело управляться со сложной амуницией скульптора — высокими станками, победитовыми "троянками". Не с руки стало "баюкать" в руках многокилограммовые пласты глины, обрабатывать глыбы природного камня. Поэтому она обратилась к миру мелкой пластики — керамическим плакеткам, декоративным тарелкам, медальонам и медалям, подвескам, штучной оригинальной бижутерии. В ее мастерской и сейчас стоит небольшая печка для обжига глины, хранится целый набор красок, отдельно, в ящичке, итальянская смальта… После тщательно уложенной ее чуткими пальцами композиции при температуре в тысячу градусов узор тарелочки или плакетки приобретал именно ту гамму, которую Ольга Денисовна неутомимо высматривала в мастерской матушки-Природы.
Многое, выстраданное, относящееся исключительно к облику мастеров культуры, творивших когда-то здесь, на крымской земле, так и осталось, к сожалению, незавершенным. В эскизах Ольги Денисовны жадно вглядываются в колодец Жизни Максимилиан Волошин, Александр Грин, Иван Айвазовский, Леся Украинка. К 100-летию пребывания этой замечательной женщины в Балаклаве (2007 г.) Ольга Денисовна мечтала изваять в мраморе целомудренный скульптурный образ горлинки мира поэзии, истинной дочери Украины. Но не успела. Она смогла создать лишь гипсовую медаль с чеканным утонченным профилем Леси…
…Вдумаемся в простую, но глубокую мысль, высказанную как-то А. Вильмен: "В судьбе нет случайностей, человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу". Свою судьбу — талантливой женщины-скульптора, в чьем творчестве всегда доминировали, удачно сочетаясь, нежные мотивы материнства и детства, мужества и стойкости, преодоления себя на пути к светлым библейским идеалам, — Ольга Денисовна изваяла своими руками. И второго такого Мастера-женщины — в чисто профессиональном измерении — в нашем городе просто нет…
Леонид СОМОВ.
______________________
Сегодня, 12.05.2007 г., годовщина памяти заслуженного художника Крыма О.Д. Миньковой. Сын просит всех, кто знал и помнит, помянуть Ольгу Денисовну.