Все в этом мире происходит не зря…

"Не буду плакать, не буду плакать", — твердила про себя пожилая женщина в синем пиджаке. Ее грудь украшали многочисленные награды Великой Отечественной войны. Слезы застилали глаза, за окном цвели каштаны, а в кабинете русской словесности гимназии N 8 для ветеранов актеры театральной студии "Ярило" играли спектакль по пьесе Б. Васильева "Завтра была война". Исполнители эти были такие же юные, как их персонажи. И в какой-то момент стало неважно, что сцена размером десять квадратных метров, что функцию декораций выполняет огромное фотопанно-сепия, изображающее довоенный выпускной класс, а в качестве режиссерского пульта используются учительский стол и музыкальный центр.

Театральная студия "Ярило" — коллектив актеров-школьников. Художественный руководитель Рамиля Ахатовна Азязова, учитель русского языка и литературы высшей категории, — и сценарист, и режиссер-постановщик, и сценограф, и костюмер, и даже продюсер. В 2006 году коллектив отметил свой пятнадцатилетний юбилей премьерой спектакля "Мещанин во дворянстве" по пьесе Ж.-Б. Мольера.

А начиналось все достаточно просто: с незамысловатой идеи открытого урока по пьесе Н. Островского "Снегурочка". Завораживающе красочное царство берендеев оказалось по душе учащимся одной из балаклавских школ. Началось перевоплощение юных дарований в героев драматургических произведений русских классиков.

Литературные гостиные постепенно переросли в спектакли, а в театре год за годом мальчишки и девчонки пытались достоверно и трогательно в традициях классического реализма передать мысли и чаяния героев Пушкина и Лермонтова, Островского и Гончарова, Васильева и Астафьева.

Из двенадцати актеров первого набора четверо выбрали нелегкий путь филологов, и сегодня они сеют "разумное, доброе, вечное" в разных уголках мира. В день рождения студии "Ярило" — 26 декабря — их всегда ждут, к их мнению прислушиваются. И когда они приходят на спектакль, в потаенном уголке их души возникает мысль: почему на сцене не мы? И до сих пор к этому нельзя привыкнуть.

В 2001 году театр переместился в гимназию N 8. Новые лица, новые имена, новые персонажи. Перевоплощение школьников в актеров произошло как-то незаметно, в одночасье. На репетициях отрабатывались навыки выразительного чтения, пластика, хореография и актерское мастерство. После репетиций не спешили домой, ходили вместе в походы, отмечали дни рождения. За короткий период до выпуска Оксана Пехтелева, Дарина Тельная, Олеся Черпита, Андрей Мотрич сыграли множество ролей.

Сегодня на сцене студии "Ярило" — новое поколение, они живут в театре и театром уже шесть лет. Ребята называют занятия в театральной студии коротко — "театралка". Их не надо силком затаскивать на спектакли наших городских театров, они в меру раскованны, дружелюбны и приятны в общении. Во время подготовки новых спектаклей они вместе читают, сопереживают героям, спорят о концепции роли, листают энциклопедии в поисках наиболее достоверных костюмов, немного задумываются о времени — прошлом и настоящем. Им комфортно в "Ярило", ведь Рамиля Ахатовна любит и понимает своих актеров, зачастую смотрит сквозь пальцы на их шалости, дает похохотать, "выпустить пар". Если с утра была температура и (святое дело!) пришлось пропустить школу, то к началу репетиции недуги таинственным образом излечиваются, и юное дарование, "вынырнув" из виртуальных сетей, со всех ног спешит во вполне реальную студию.

В ней ставят спектакли различных жанров, показывают на школьных праздниках, и воображение зрителей не раз волновали Рита Ефанова в роли романтической Снегурочки, Наташа Кораблина в обольстительном и коварном образе Солохи, Алеша Агеев, современно и достоверно сыгравший господина Журдена, Олеся Литвинова, пронзительно и чисто представившая Искру Полякову, Ира Возная — незабываемая Галочка из "А зори здесь тихие…". Артём Грицюк после девятого класса ушёл из школы, но не из родного театра. Лера Деревянченко поступила в Московский педагогический колледж и все свои каникулы проводит в студии. Валя Тарасова, Миша Кузменюк, Вова Трубин, Кристина Максудова, Саша Ильинская, Артем Логинов, Сережа Артемов — все исполнители имеют свой характер, вкус и цвет, и в то же время видно, что они — друзья и соратники в высшем понимании этого слова. Им ничего не стоит "замахнуться на Вильяма нашего Шекспира", был бы сценарий написан.

Совсем недавно актеры и их руководитель принимали гостей — любительский драматический театр из Австралии, состоящий из студентов университета и старшеклассников колледжей. Не остается "Ярило" в стороне, когда речь заходит о сотрудничестве и шефской помощи. Вместе с учителем биологии и социальным работником гимназии Людмилой Петровной Марчуковой ребята устроили представление для воспитанников специнтерната

N 1. Из года в год студия помогает команде юных краеведов "Алые паруса" в подготовке домашнего задания к городскому конкурсу.

В прошлом году "яриловцы" при поддержке своего художественного руководителя заняли второе место в городском соревновании среди восемнадцати театральных коллективов. Сегодня ребята еще не могут оценить той роли, которую сыграл в их жизни театр "Ярило", но пройдет время — и они обязательно почувствуют благодарность за то, что им подарили возможность всем этим жить. Они знают, что впереди еще много интересного и неожиданного — и в жизни, и на сцене. Ведь прав был великий Шекспир, говоря, что жизнь — театр и все мы в нем актеры.

…К концу спектакля плакали все — седые старики, зрители-школьники, их родители, учителя. После не хотелось расходиться ни зрителям, ни актерам. И в который раз стало очевидным: театр жив, личности состоялись, и все в этом мире происходит не зря.

Да здравствует черный туз!

Да здравствует сей союз

Тщеславия и вероломства.

На темных мостах знакомства

Вдоль фонарей — любовь.

Я лживую кровь свою

Пою — в вероломных жилах

За всех вероломных милых

Грядущих своих — я пью!

Да здравствует комедьянт!

Да здравствует красный бант

В моих волосах веселых!

Да здравствуют дети в школах,

Что вырастут — пуще нас.

И юности на краю,

Под тенью сухих смоковниц —

От всех твоих вероломниц,

Театр родной, я пью!..

М. Цветаева.

Другие статьи этого номера