О том, что нужно хорошо учиться, все мы знаем с детства. Вряд ли кто-то станет отрицать, что старательное отношение к учебе, расчетливость, экономия времени — это те сильные стороны студента, которые помогают ему справиться с учебными нагрузками и разумно организовать личную жизнь. Но все ли обладают этими качествами не на словах, а на деле?В сессионное время проблема самоорганизации студента становится жизненно необходимой, причем дело это далеко не личное. Успеваемость, разумное отношение к внутренним ресурсам, развитие собственного потенциала — это понятия в равной степени и социально-экономические, и нравственные. Какие же слагаемые студенческой экономики помогают успешно сдать сессию? Обозначим их в виде нескольких ценных указаний (ЦУ, да простят меня студенты за назидательный тон).
ЦУ N1. Преодоление бездушия к учебе в целом и к дисциплине в частности.
Известно, что в среднем человек задействует лишь четыре процента своего мыслительного потенциала. У гениев этот уровень поднимается до двенадцати процентов. Современная психологическая наука бьется над тем, чтобы повысить данные показатели. Рецепт достаточно прост — сместить цель на мотив, то есть сделать так, чтобы человек захотел учиться. Если же студент равнодушен к учебе и не заставляет себя "захотеть" учиться, то никакая профессура не поможет. А для этого, согласитесь, нужно работать над собой, то есть иметь усердие, терпение, исполнительность, требовательность к себе и т.д.
ЦУ N2. Здоровое нахальство молодости + кураж (в лучшем смысле).
Это хорошие помощники при подготовке к экзаменам. Не нами придумано, что смелость города берет. В самом деле, молодым свойственно ставить для себя завышенные планки и стремиться их преодолеть. Это нормально. Но лучше получается у тех, кто совмещает ЦУ N2 с ЦУ N1.
В данном направлении хорошо работают установки: "Я смогу!" (освоить учебный материал), "Я вам покажу!" (удивлю экзаменатора глубокими и прочными знаниями), "Да я им щас такое выдам!" (шокирую родителей отличными оценками за сессию, конечно, небескорыстно, а в расчете на новый мобильник). И, наконец, самая действенная, на наш взгляд, установка типа: "Да ты че?!" (отличник — двоечнику).
ЦУ N3. Природосообразность как условие преодоления трудностей.
Еще великий Я. Коменский говорил, что обучение должно быть приятным и радостным. При таком раскладе учебный материал усваивается наиболее успешно. Нет оснований спорить с ним, тем более что современная наука подтверждает гениальные догадки классика. Установлено, что эндорфины (гормоны радости) являются отличными стимуляторами мыслительной деятельности. Это наталкивает на мысль о новом инжиниринге процессов обучения и жизнеустройства в целом. Для студента же важно умение радоваться над учебниками, а не рыдать над ними.
ЦУN4. Есть или не есть?
Сдать сессию — великое дело. И без голодания тут не обойтись. Как вы думаете, классический образ голодного студента во все времена случаен или закономерен? В порядке подсказки: сытый желудок — это злейший враг трезвого ума. Золотое правило на этот счет гласит: "Чтобы не было притока крови к животу и, соответственно, оттока от головы, следует вставать из-за стола полуголодным". Диетологи к тому же рекомендуют для умственной деятельности вегетарианство и морепродукты. Поэтому — долой жирную калорийную пищу! Что касается фактора времени, то тут у каждого свои "часы". Могу сказать из личного опыта, что самой продуктивной была голодная ночь перед экзаменом. Успеваешь "проглотить" весь учебник и утром выдаешь на-гора свежие знания с чувством легкости и уверенности в себе. Если же ночью хочется спать — можно опустить ноги в тазик с холодной водой (совет студентов Симферопольского мединститута). Только не подумайте, что жертвуете здоровьем. Умственная деятельность оздоравливает и укрепляет организм, причем в любом возрасте.
ЦУ N5. Так ли страшен экзаменатор?
Маска строгого экзаменатора — неотъемлемый атрибут любого экзамена. А как же иначе? Надо же нагнать страху на нерадивых студентов. Ведь давно известно, что страх — это движущая сила прогресса. Адреналин в крови мобилизует и бывает весьма полезен в экстремальных ситуациях. Строгий экзаменатор здесь с честью выполняет свой функционал. Наблюдается комичная закономерность: чем меньше у студента знаний, тем сильнее дрожь в коленках. Однако следует помнить, что для подготовленного студента экзаменатор не так уж и страшен. П. Капица утверждал: "Наука должна быть интересной, увлекательной и веселой. Такими же должны быть ученые". Попробуйте сдать экзамены на отлично и вы увидите, что Капица был совершенно прав.
Надеюсь, друзья, вооружившись комплектом этих полезных советов, вам, наверняка, удастся успешно разделаться с надвигающимися экзаменами. Надо, надо успеть на уходящий поезд. В добрый час!