Лидер — величина общественного признания

Хотите стать успешным человеком, но не знаете как? Почаще общайтесь с успешными людьми, и вы почувствуете, что успех приближается и к вам. А чтобы помочь вам стать ближе к заветной мечте, мы пригласили в гости владельца одного из лучших автотранспортных предприятий города Василия ЦЫБУЛЬКИНА. Надеемся, его рассказ и опыт будут полезны вам в достижении вашей цели.- Василий Федорович, расскажите, как вы начинали строить свое предприятие и к чему пришли?

— Более двадцати лет я отдал службе на флоте. А когда уволился в запас, естественно, встал вопрос: чем мне, еще молодому и полному сил, заняться? Пройдя подготовку по государственной программе реабилитации и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, я получил необходимый набор знаний для занятия бизнесом. Так как служба моя была связана с техникой, а сам я очень люблю автомобили, решил попробовать себя в организации пассажирских перевозок. В феврале нашему автотранспортному предприятию "ЧП "Цыбулькин" исполнилось 10 лет. Смотрю сейчас на наши новые комфортабельные "Эталоны", "Богданы", "Мерседесы" и с улыбкой вспоминаю, как начинал работу с аренды гремящего, "чихающего" микроавтобуса РАФ и облезлого, дымящего, как паровоз, ЛАЗа. В общем, первый практический опыт применения теоретических знаний о бизнесе начался с машинного масла, ремонта и приведения арендуемой техники в нормальное состояние. Это был весьма полезный опыт, потому что именно тогда я понял: на такой технике далеко не уедешь, а значит, бизнесу рано или поздно придет конец. Благо, команда подобралась хорошая и мы дружно начали работать над обновлением техники, организацией ремонтно-технической базы. Сегодня нам приятно осознавать, что первый автобус среднего класса типа "Эталон", к которому так уже привыкли севастопольцы, появился в городе именно на нашем предприятии. Более того, это был пятый автобус, сошедший с конвейера Бориспольского автомобильного завода. Сегодня на предприятии таких автобусов уже около 100, а ЧП "Цыбулькин" является эксклюзивным дилером Бориспольского автозавода в Крыму. В 2005 году наше предприятие выиграло всеукраинский конкурс на лучшую ремонтно-техническую базу по обслуживанию и ремонту автобусов "Эталон". А в 2007 году мы получили право на проведение эксплуатационных испытаний в условиях городского маршрута опытного образца автобуса "Эталон" экологического стандарта Евро-2. Сегодня севастопольские маршруты обслуживают около 300 почти новых машин. Это "Эталоны", "Богданы", микроавтобусы "Мерседесы", "Форды", "ГАЗели". На предприятии организована самая мощная ремонтно-техническая база в Крыму. Другими словами, на своей базе мы можем практически разобрать до винтика автобус "Эталон" и собрать его обратно. Работать он будет как часы, потому что мастера у нас лучшие. Кстати, гордость нашего предприятия — коллектив профессионалов высокого уровня. Вот вам еще один подтверждающий пример: в двух городских конкурсах мастерства водители нашего предприятия были признаны лучшими водителями общественного транспорта и даже получили самую высокую профессиональную квалификацию (классность) Минтранса Украины.

— Василий Федорович, ваше предприятие второй год подряд становится победителем всеукраинского отраслевого конкурса качества товаров и услуг «Лидер транспортной отрасли Украины». Поделитесь секретом, как стать лидером и легко ли им быть.

— Успешный бизнес — это прежде всего командная игра. Когда подбираешь человека в команду, необходимо смотреть, есть ли у него лидерские качества, стремление и дух быть лучшим. Если ваш работник заботится о собственном престиже, значит, вместе с ним поднимается и престиж предприятия, а поднимается престиж предприятия — увеличивается и зарплата этого работника (извините за тавтологию). Все взаимосвязано. Кроме того, успех, на мой взгляд, — это составляющая общества. Ты делаешь что-то полезное для общества, и если оно оценивает твою работу, то к тебе приходит успех. А лидерство — это величина общественной оценки, точнее, признания. В Севастополе много достойных перевозчиков и, думаю, у каждого свои формулы успеха. Необходимо помнить главное, что мы работаем для людей. Именно поэтому в ЧП "Цыбулькин" огромное значение придают созданию комфортных условий для пассажиров, обеспечению безопасности маршрутов и т.д. К примеру, совсем недавно мы за свой счет построили диспетчерский пункт и остановку на 5-м км в районе кладбища. А ведь там стоят не только автобусы нашего предприятия, но делали мы все сами. Зато теперь там чистота, а в дождь люди могут ожидать свою маршрутку под навесом на скамейке. Да и водителям есть где перекусить в нормальных условиях. Хочу особо подчеркнуть, что лидерство складывается не из того, сколько ты заработал, а из того, сколько ты сделал для людей. Мне, например, приятно видеть, когда люди выходят из наших автобусов в хорошем настроении, улыбаются. Легко ли быть лидером? Думаю, завоевать доверие людей очень сложно, но еще сложнее — постоянно оправдывать его. Так что работаем мы с утра и до поздней ночи. Знаете, я практически не вылезаю из командировок, и все это для того, чтобы пассажиры чувствовали заботу о себе. Ведь эти самые пассажиры и есть залог нашего успеха.

— Василий Федорович, на ваш взгляд, есть ли сегодня необходимость что-либо менять в функционировании общественного транспорта для улучшения качества обслуживания пассажиров?

— Думаю, нужно не менять, а совершенствовать систему, ведь севастопольский транспорт и так занимает достаточно высокие и авторитетные позиции в сфере пассажирского транспорта всей Украины. В последнее время есть хорошие сдвиги во взаимодействии городских властей с перевозчиками. Сегодня в городе все понимают необходимость проведения открытых прозрачных конкурсов на обслуживание маршрутов. Конкурсная система позволяет значительно поднять уровень ответственности самих перевозчиков и, как следствие, способствует улучшению качества обслуживания, усилению контроля безопасности маршрутов, обновлению подвижного состава и, безусловно, модернизации ремонтно-технических баз. Хочешь выиграть конкурс? Вкладывай средства в развитие предприятия и подготовку квалифицированного персонала. Уверен, что проведение конкурсов позволит Севастополю за пару лет избавиться от разваливающихся и опасных для жизни людей маршруток, от грязных салонов с ободранными креслами, от черного дыма неисправных двигателей и т.д.

— С участием вашего предприятия в конкурсах все понятно, а как же быть менее технически подготовленным предприятиям и не приведет ли это к монополизации транспорта?

— Мы начинали заниматься автоперевозками с нуля и гораздо позже многих существующих сегодня предприятий. Однако сейчас мы уже имеем одну из самых мощных баз в Крыму с новейшим автопарком и лучшим персоналом. А что мешало другим предприятиям стать еще лучше? Понимаете, одни вкладывают деньги в производство, а другие считают прибыль. Закон бизнеса таков, что если ничего не вкладывать в производство (бизнес), то рано или поздно ваша прибыль закончится. Сначала возникают задолженности по зарплатам, а затем наступает и банкротство.

Что касается монополии: есть цивилизованные нормы ведения бизнеса. Кроме того, при получении разрешения на обслуживание маршрута заключаются договоры между органами власти и перевозчиком с вполне определенными взаимными обязательствами, в том числе и по ценовой политике, и по льготным перевозкам. Далее: как я уже говорил, в нашем городе много достойных перевозчиков, поэтому возможность монополизации изначально исключается. Главное — это безопасное и качественное обслуживание пассажиров. А это и выгодно власти, и дисциплинирует перевозчиков, заставляя их больше думать о развитии предприятия.

— Василий Федорович, на ваш взгляд, что еще нужно, как вы сказали, усовершенствовать в транспортной сфере города?

— Главный бич для всех перевозчиков — это ограниченное количество и вместимость площадок для отстоя транспорта. Количество транспортных средств постоянно растет, а ограниченность специализированных площадок приводит к тому, что в некоторых местах транспорт ждет выезда по графику практически на проезжей части. Это ограничивает движение другим транспортным средствам, а в некоторых случаях мешает прохожим. К примеру, площадь Нахимова уже превратилась в одну большую автобусную остановку или, если хотите, в автовокзал. Еще Сергей Иванов, будучи главой СГГА, обещал выделение места под площадку в центре, чтобы убрать транспорт с главной площади города. Решение так и осталось висеть в воздухе. Думаю, со стороны горсовета и СГГА было бы хорошим шагом рассмотрение вопросов о выделении нескольких участков под промежуточный отстой транспорта. Согласитесь, гораздо удобнее и целесообразнее помыть автобус, навести порядок в салоне или просто подкачать колеса на специализированной стоянке, а не на центральной улице города. Ну, а перевозчики, в свою очередь, позаботятся о технической организации и благоустройстве этих участков. Тогда и проезжая часть станет свободнее, и центр чище, и графики движения пассажирского транспорта оптимальными.

— Скажите, а есть ли у лидера проблемы?

— Открою вам маленький секрет. У успешных предприятий, бизнесменов нет проблем, у них есть вопросы, количество которых зависит от размеров предприятия или бизнеса. Все эти вопросы решаются в обычном рабочем порядке. Если команда хорошая, как на нашем предприятии, то любая задача, вопрос решается продуктивно. К примеру, сегодня много говорят о "нелегалах" общественного транспорта, которые наносят огромный ущерб и городу, и другим перевозчикам, работающим прозрачно. Отловить и придавить к ногтю всех "нелегалов" нереально. Как с ними бороться? Думаю, один из способов — помочь им легализоваться. Мы уже не раз предлагали им заключить с нашим предприятием взаимовыгодный договор и поставить свой транспорт к нам на техническое обслуживание. Сегодня в одиночку работать невыгодно и опасно. И если они хотят сохранить свой источник заработка, то обязательно примкнут к чистым и открытым предприятиям. У нашего предприятия такие положительные примеры уже есть. Еще один вопрос, о котором я говорю всегда, — это взаимоотношения бизнеса и власти. Мы все живем в одном городе и должны помогать друг другу, строить процветающий Севастополь. Наше предприятие часто участвует в выполнении различных районных и городских социальных программ, помогает ветеранским организациям, культурным учреждениям… Недавно мы ввели на своих маршрутах льготный проезд для ветеранов ВОВ. Я считаю, что настоящий бизнесмен должен не только думать о бизнесе, но и помогать органам государственной власти в реализации социально-экономических программ, направленных на улучшение качества жизни горожан. Ведь дело у нас общее — развивать Севастополь.

Другие статьи этого номера