В редакцию нашей газеты пришло письмо от жильцов дома N 20 по ул. Циолковского, в котором они просят обратить внимание городских властей на свою проблему:
"Наш одноподъездный четырехквартирный дом 1954 года постройки пришел в негодность. С момента постройки он ни разу не ремонтировался. Стены в трещинах, штукатурка обсыпалась, протекает кровля. Дождевая вода заливает чердак, так что нам приходится ставить тазики, чашки, кастрюли. Карниз обваливается, бетонные глыбы с которого готовы обрушиться над подъездом. Последний обвал произошел в августе 2005 года. Чудом никто не пострадал. Нами были поданы заявления на имя директора ЧП "Ремснабсервис" А.В. Третьякова и депутату горсовета В.И. Чекмезову. Оба дали обещание "железно", но никаких мер так и не было принято. Было проведено комиссийное обследование нашего дома, которое подтвердило, что кровля требует капитального ремонта. Однако наш дом не попал в титул капитального ремонта ни на 2006-й, ни на 2007 год. Нам же остается только ждать беды, которая непременно произойдет или с жильцами дома, или с прохожими. Пока не произошла трагедия, мы просим о содействии.
Жильцы дома N 20 по ул. Циолковского".
Мы обратились к депутату городского совета, курирующему этот округ, Владимиру Чекмезову. Владимир Ильич не только прокомментировал ситуацию по ул. Циолковского, 20, но и как депутат с большим стажем поделился своим видением решения жилищно-коммунальной проблемы города.
Владимир Чекмезов: "По поводу этого дома я, как депутат, обращался во всевозможные инстанции. Направлял депутатское обращение начальнику управления по вопросам чрезвычайных ситуаций СГГА Мирославу Сагайдаку. Я уведомил его о том, что из-под кровли и верхней части дома срываются куски штукатурки, грозящие как прохожим, так и жильцам нанесением увечий, а то и лишением жизни. И просил в возможно короткий срок рассмотреть вопрос об обеспечении безопасных условий проживания в доме N 20 по ул. Циолковского. В ответ Мирослав Дмитриевич перенаправил меня в Нахимовскую райгосадминистрацию. Там председатель РГА Леонид Карпов ответил, что специалисты обследовали фасад этого дома и подтвердили необходимость капитального ремонта фасада на сумму 8,5 тыс. грн. А заявка на капремонт фасада включена в общую заявку на 2007 год.
Обратился я и к начальнику главного управления жилищно-коммунального хозяйства СГГА Владимиру Хибученко с просьбой внести в проект Программы социально-экономического развития Севастополя на этот год объекты капитального ремонта кровель, в числе которых и Циалковского, 20. В своем ответе Владимир Григорьевич сообщил, что в титул капремонта вошло несколько домов из предоставленного мною списка, находящихся в наиболее тяжелом состоянии, а этот дом не вошел из-за нехватки средств. Я не сидел сложа руки и всеми возможными способами старался помочь этим людям. Но поймите одно: таких ужасных крыш в моем округе — 30, и дом по ул. Циолковского, 20, по сравнению с некоторыми из них не в таком уж и плохом состоянии. А денег дают только на ремонт пяти домов в год. Проблема в том, что необходимо отработать концепцию, в соответствии с которой можно было бы решить проблему жилищного хозяйства. Именно решить, а не временно "закрывать дыры".
В настоящий момент существует целый веер направлений, в которых можно попытаться решить эту проблему. Например, повысились тарифы. Депутатский корпус может использовать эти деньги, "придавив" рэпы, на текущий ремонт жилого фонда по своим округам. Конечно, этих денег не хватит и что-то придется собрать и жильцам, но проблема будет решена. Понять надо одно: если не откладывать в долгий ящик текущий ремонт — капитальный почти не придется делать. Проблемы надо предотвращать, а не решать, когда они уже подобны снежной лавине. А вот капитальный ремонт тех объектов, которые давно этого требуют, проводится на средства городского бюджета. В год на эти цели выделяется около 10 млн грн. А реально требуется на порядок больше. Причем большинство из кровли, требующих ремонта, — плоские. После ремонта они "живут" всего лишь 2-3 года, затем их вновь надо чинить. Получается, что за это время мы не успеваем отремонтировать все кровли по первому кругу, как они уже начинают вновь течь. Средства вкладываются колоссальные, а задача не решается. Выход — "одеть" в шатровую крышу.
Сейчас есть программа, финансируемая государственным бюджетом, по которой выделяются средства на шатровые крыши для "хрущевок". Это здорово, потому что шатровая крыша может служить без ремонта до 20 лет. Да, это дорого, но в данном случае очень справедлива пословица: "Скупой платит дважды", только в нашем случае и трижды, и даже четырежды. Нам бы поднапрячься, сэкономить на чем-то, скопить 100 тысяч и бросить их на "переодевание" плоских крыш в шатровые и ремонт имеющихся шатровых, фасадов и внутридомовых сетей. И мы бы навеки могли бы забыть об этой проблеме, отдав отремонтированные дома во владения кондоминиумов. И тогда мы, депутаты, смогли бы думать о развитии города, а не о протекающих крышах. А сегодня депутат — это председатель плохонького колхоза, который стоит посреди улицы и не знает, за что хвататься: чинить крыши, белить хаты или подметать?".
И действительно, решение несрочных, но важных вопросов — ядро механизма эффективного управления. А вот запуская проблемы до состояния важных и срочных, руководитель любого масштаба загоняет себя и город в состояние вечного цейтнота, аврала. Но, увы, похоже, это уже стало одной из черт нашего менталитета, хотя цивилизованные страны давно живут по принципу: "Подвиг одних — это, как правило, головотяпство других".