«ДеГазелизация» состоялась, на маршрутах — «Мерседесы» «Форды», «Богданы» и другие современные автобусы. Что ждать пассажирам — севастопольцам и гостям города — в ближайшем будущем? На этот и другие вопросы — редакции и наших читателей — мы попросили ответить заместителя председателя горгосадминистрации Л.А. САВЕНКО.- В марте этого года Госдепартамент автомобильного транспорта провел выездное совещание в Харькове по проблемам совершенствования внутригородских маршрутных сетей. Ваша газета об этом сообщала в колонке новостей под рубрикой "Коротко". Хочу отметить, что много добрых слов там прозвучало в адрес организаторов маршрутной сети Севастополя. Но мы не останавливаемся на достигнутом: в повестке дня сессии горсовета на май-июнь предполагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в региональную программу "Транспорт" в раздел "Маршрутная сеть г. Севастополя".
— Какие предложения по корректировке городской маршрутной сети предполагает внести городская государственная администрация?
— Сначала — о сложившейся ситуации, чтобы все севастопольцы знали, что реально происходит в сфере общественного транспорта. Да, введение рыночных условий функционирования автотранспорта привело к привлечению частных инвестиций в отрасль и дало возможность, не используя средств государства, решить проблему перевозок пассажиров и грузов и в дальнейшем увеличить объемы перевозок. Но необходимо признать, что внедрение рыночных механизмов одновременно привело к целому ряду отрицательных последствий. В частности, на рынок автомобильных услуг пришло много непрофессионалов, которые не знают специфики работы общественного транспорта. Другая негативная сторона — появление на рынке пассажирских перевозок большого количества транспортных средств, в основном ранее отработавших на дорогах Европы для перевозки грузов, а затем переоборудованных для пассажироперевозок. К сожалению, они используются в качестве общественного транспорта при техническом качестве, соответствующем тем же грузовикам. Кроме того, бурный рост числа частных перевозчиков привел к оттоку значительного количества пассажиров от электротранспорта и автотранспорта обычного режима, нанеся колоссальный финансовый урон городскому коммунальному предприятию.
Сегодня сеть городских и пригородных маршрутов включает: 14 маршрутов электротранспорта; 40 городских линий автотранспорта общего пользования; 7 пригородных маршрутов обычного режима движения; 75 — в режиме маршрутного такси; 3 — катерных; 1 — паромный; 4 — сезонных.
Цель, которую ставила горгосадминистрация, выступая заказчиком пассажирских перевозок, по формированию севастопольской маршрутной сети на конкурсах 2004-2005 гг., я считаю, достигнута. Сегодня все районы города имеют надежную транспортную связь. Перераспределение потоков движения общественного транспорта через центральное кольцо позволило вывести из города транспорт малой вместимости и произвести, как говорят наши специалисты, "дегазелизацию", т.е. убрать из города малокомфортабельные и довольно небезопасные ГАЗели. Итог: по качеству транспортных средств Севастополь признан лучшим регионом в Украине.
В конце 2007 — начале 2008 гг. заканчивается срок действия договоров перевозчиков с заказчиком и будут проведены новые конкурсы. Поэтому именно сегодня Севастопольская городская государственная администрация выносит на рассмотрение депутатов городского совета изменения в маршрутную сеть — с тем, чтобы на предстоящих конкурсах внедрить предполагаемые изменения.
Во-первых, предполагается открыть новые маршруты в сельской зоне. Так, планируется охватить автобусным сообщением села Оборонное, Резервное, Гончарное. Планируется введение в маршрутную сеть новых линий: N 36-А — пл. Захарова — с. Орловка, N 108 — с. Хмельницкое — с. Первомайка — 5-й км Балаклавского шоссе, N 106-А — ГРЭС — Инкерман — пл. Захарова.
Во-вторых, планируется сокращение части маршрутов для автобусов малой вместимости, двигающихся через центральное городское кольцо.
В-третьих, есть планы открыть дополнительные маршруты, которые улучшат транспортное сообщение между районами. Например, те, которые свяжут Балаклаву с Нахимовским районом и с бухтой Камышовой, а Стрелецкую бухту — с Камышовой. На Северной стороне можно будет с Радиогорки проехать до Качи, с Мекензиевых Гор и Голландии без заезда — на пл. Захарова, а из Любимовки — до Голландии.
В-четвертых, вводятся новые маршруты для более удобного подвоза к городским пляжам (маршруты "Радиогорка — Учкуевка", "парк Победы — центр города").
Еще одно новшество, которое ожидает автопредприятия, — привлечение для подготовки и проведения конкурсов ГП "Севастопольавтотранссервис". Данное предприятие добилось этого права, выиграв соответствующий конкурс, а его сотрудники — опытные специалисты, имеющие специальную подготовку по работе в транспортной отрасли. Они, думаю, как через сито, пропустят каждую машину, прежде чем допустить ее на конкурс. Именно этому предприятию поручены разработка паспортов маршрутов и подготовка проектов договоров между заказчиком и перевозчиками.
— Леонид Алексеевич, а критерии отбора перевозчиков столь же строги или стали либеральнее?
— Основные критерии, которые будут определяющими для перевозчиков на конкурсах, — это безопасность, качество перевозок и стоимость проезда. Севастопольцы и многочисленные гости города вправе рассчитывать, что перегруженность центрального кольца и основных транспортных артерий значительно уменьшится. Делаться это будет за счет замены подвижного состава малой вместимости на автобусы средней вместимости. К примеру, перераспределение направления движения по центральным улицам маршруток, идущих с пр. Победы в Ленинский и Гагаринский районы, позволит вывести из центра около 200 микроавтобусов, совершающих по 8-10 рейсов ежедневно. В итоге резко уменьшится выброс токсичных веществ в историко-культурной части города. Городская государственная администрация планирует определить для движения по центру города только новые автобусы средней вместимости, соответствующие всем параметрам безопасности и комфорта.
Кроме того, мы призываем перевозчиков подумать и приобрести для подвоза к пляжам электромобили. Хочу напомнить, пользуясь возможностью, всей аудитории "Славы Севастополя+": Севастопольская городская государственная администрация скрупулезно относится к каждому предложению и пожеланию жителей и гостей города и учтет их при организации пассажирских автомобильных перевозок.
— Спасибо! Успехов вашим начинаниям!