Побольше б туристов, богатых и щедрых

На развитие туризма в этом году выделено 50 тысяч гривен.Городские власти всерьез решили заняться развитием индустрии гостеприимства в нашем регионе. Как и было обещано в конце февраля этого года на заседании "круглого стола" "Перспективы севастопольского туризма: миф или реальность?", о котором писала наша газета, разработана серьезная концепция развития туризма в нашем городе до 2015 года. Она была представлена на общественных слушаниях, в которых приняли участие представители обеих ветвей власти, а также начальники транспортных компаний, директора музеев, руководители инфраструктуры туризма. Эта концепция, по словам разработчиков, позволит создать эффективную маркетинговую политику продвижения как отдельных территориальных компонентов рекреационных зон города, так и всего региона в целом.

Философией концепции стало рассмотрение туризма не только в качестве еще одной приоритетной отрасли городского хозяйства, но и как индикатора уровня развития региона в целом, его социально-экономического, экологического и культурного состояния. Ведь пока власти не создадут для севастопольцев приемлемых условий существования, начиная с непротекающих в дождь крыш, горячей воды в кранах не только в отопительный сезон и заканчивая здравоохранением, социальной защитой, цивилизованные туристы к нам не поедут.

После этого, по мнению авторов концепции, необходимо развивать сразу несколько видов туризма: культурно-познавательный, включая событийный, лечебно-оздоровительный, детский, экологический и сельский, конгрессный и деловой, а также социальный. О том, что в Севастополе есть потенциал для развития каждого из них, наверное, знают даже школьники. А вот с препятствиями на пути развития не все так однозначно. Это общеизвестные проблемы отсутствия оборудованных пляжей, мест массового отдыха, общая загрязненность города, недостаточность мест размещения для туристов как с запросами на уровне пяти- и четырехзвездочных отелей, так и для средне- и малообеспеченных потребителей. Увы, правда такова, что отдых в Севастополе дорогой, но некомфортный.

Существует и проблема недостаточного уровня подготовки кадров туристической отрасли и сферы обслуживания. А ведь в туризме, как нигде, справедлив лозунг "Кадры решают все". "Заслуженных" работников индустрии гостеприимства, работавших еще в советские времена, к современному туризму и на пушечный выстрел подпускать нельзя. Своим "совковым" менталитетом, обязательными составляющими которого были хамство и высокомерие по отношению к клиентам, они распугают всех туристов. Но готовить новое грамотное поколение некому. И хотя всевозможные вузы и филиалы зазывают абитуриентов на специальности "менеджер туротрасли", "менеджер гостиничного и ресторанного бизнеса", учебные программы пока совсем "сырые" и далекие от сегодняшних реалий.

Неожиданной проблемой оказалось отсутствие достоверной и полной информации о туристах. А между тем клиента надо знать в лицо, чтобы формировать предложение под спрос, а не действовать наобум, как сейчас. По сути, мы не знаем, сколько туристов приезжает отдыхать в Севастополь и чего они хотят. С таким подходом не избежать разочарований как со стороны отдыхающих, так и с нашей, когда оказывается, что лето прошло, не принеся должных доходов, а мы испытали весь негатив курортного сезона — грязные улицы, пробки на дорогах, высоченные цены на рынках.

Кстати, содействуют этому и "бабушки", у которых оседает теневой турист, не приносящий дохода городу. На слушаниях было предложено несколько путей решения этой проблемы. Один из них — ввести, как в Ялте, налоговую единоразовую проплату для сдающих жилье туристам. Причем оформить это так, чтобы этим "бабушкам" не надо было становиться частными предпринимателями и оформлять для этого кучу бумаг.

Ну а пока развитие туризма в нашем городе — направление новое, и все "подводные камни" и "грабли" не изучены. Но главное — начать. А у нас в этом году старт неплохой — на курортный сезон текущего года из городского бюджета выделено 50 тыс. грн. А на основе принятой концепции будет разработана и принята региональная программа развития туризма в Севастополе.

Другие статьи этого номера