Севастополь может стать кинематографической Меккой

Завершена подготовка к третьему Севастопольскому международному кинофестивалю. Мы встретились с председателем оргкомитета фестиваля, первым заместителем главы СГГА В.П. КАЗАРИНЫМ, и я попросила его рассказать о предстоящем событии.

— Можно с уверенностью сказать, что третий Севастопольский международный кинофестиваль станет заметным событием в жизни нашего города. Я подчеркиваю: "Третий Севастопольский". Зачем отказываться от хорошего? Первый такой фестиваль состоялся в 2005 году, и его председателем был народный артист СССР Владимир Коренев, хорошо известный зрителям по фильму "Человек-амфибия". Второй кинофестиваль, который прошел в прошлом году, по предложению нашего почетного гостя председателя жюри Василия Павловича Аксенова получил название "Остров Крым". Президентом фестиваля был народный артист СССР Б.С. Ступка. В этом году мы пришли к тому, что наш фестиваль не будет носить названия.

— Почему?

— По ряду причин. Во-первых, название "Остров Крым" нам не очень подходит: мы — не остров. Мы не что-то изолирующееся, напротив, мы — связующее звено, мы — перекресток цивилизаций, эпох и времен. И мы вовсе не Крым. Почему мы должны работать на бренд пусть и уважаемой и любимой нами автономии? Кстати, уже в прошлом году меня спрашивали: это что — крымский фестиваль? Далее, известно, все большие фестивали в мире не имеют названий и именуются по городам, где они проводятся: Московский, Берлинский, Каннский, Венецианский. И нам кажется, что имя Севастополя не менее прославлено, чем те, которые я перечислил. Его знают во всем мире.

— Владимир Павлович, кто является организатором и кто входит в состав руководства фестиваля?

— Третий Севастопольский международный кинофестиваль проводится Севастопольской городской государственной администрацией под эгидой двух Министерств культуры — Украины и России, двух Союзов кинематографистов: Национального союза кинематографистов Украины во главе с Б.И. Савченко и Союза кинематографистов России во главе с Н.С. Михалковым. А генеральным директором третьего Севастопольского международного кинофестиваля является председатель Национального союза кинематографистов Украины Борис Иванович Савченко. Народный артист СССР Богдан Сильвестрович Ступка — президент фестиваля. Председателями попечительского совета являются председатель СГГА С.В. Куницын и глава горсовета В.В. Саратов. Мне поручено быть председателем оргкомитета. Руководителей двух предыдущих фестивалей — Владимира Коренева и Василия Аксенова — мы приглашаем почетными гостями на наш фестиваль.

— Владимир Павлович, значит, уже есть программа этого кинопраздника?

— Как я уже сказал, наш фестиваль украинско-российский. Уже заявлено 18 фильмов, из них 5 украинских, остальные — российские и из некоторых других стран. В перспективе мы намерены расширять круг участников. Так, предположим, что на четвертом фестивале, который придется на 2008 год — юбилейный год для Севастополя, мы сможем представить киноискусство различных стран. Но для этого надо больше опыта и больше средств. Главная задача кинофестиваля — познакомить севастопольцев с новинками кино. Нам это достаточно легко сделать, потому что Севастополь ныне стал кинематографической Меккой, здесь сейчас одновременно работает около 10 кинематографических групп.

— И мы сможем назвать наиболее интересные?

— Алексей Учитель снимает у нас фильм "Кавказский пленный" — по чеченским и другим кавказским событиям. Федор Бондарчук работает над фильмом по произведениям братьев Стругацких "Обитаемый остров". Всеволод Абдулов приступает к съемкам новой версии фильма "Гиперболоид инженера Гарина". Плюс к этому целый ряд фирм, которые нашли здесь возможность снимать натуру от Африки до Крайнего Севера, от Испании до Шпицбергена. Так, группа "Андреевский флаг" снимает фильм о северных широтах, и наши скалы им очень напоминают Заполярье. Вот почему нам уже достаточно легко договариваться со звездами, которые в рамках фестиваля будут рассказывать о своих новых работах и съемках.

— Причем известно, что Севастополь всегда притягивал самых именитых кинематографистов, и нам грех не воспользоваться такой возможностью.

— Тем более что приближается знаменательная дата: 100-летие отечественного кино. А первый отечественный фильм "Оборона Севастополя", как известно, был снят здесь А. Ханжонковым. В 1912 году Ханжонков показывал его императору. Сегодня мы бы сказали, что император был продюсером этой ленты, поскольку выделил деньги для съемок. Но важно и то, что еще в 1908 году Ханжонков начал снимать в Севастополе отдельные юмористические и пр. сценки. Так что мы в 2008 г. будем отмечать 100-летие начала киносъемок на нашей земле.

— И получается, что Севастополь станет одним из первых мест в плане подготовки к 100-летию отечественного кино?

— Мы полагаем, что в год 225-летия основания Севастополя проведем большой юбилейный кинофестиваль, которого заслуживает наш город. Он позволит лучше и ярче рассказать о прошлом, настоящем и будущем города. Вот почему в планах фестиваля — большая ретроспективная программа фильмов, посвященных Севастополю, и тех лент, которые снимаются сегодня и рекламируют наш город. Но мы прекрасно понимаем: чтобы создать и регулярно проводить кинофестиваль, надо иметь кинотеатры иного уровня, достаточное количество гостиниц и все прочее, что соответствует международному формату. Вспомним: Каннский фестиваль начинался не с первого захода, история его долгая, пришлось перестроить под фестиваль весь город.

— Владимир Павлович, я не могу не коснуться информаций, которые сейчас будируются и «гуляют» по Интернету, о том, что готовятся и другие севастопольские фестивали, которые представляют различные частные лица.

— Да, несколько странные разговоры ходят по поводу авторских прав, регистрации и пр. Должен подчеркнуть, что бренд нашего Севастопольского международного кинофестиваля зарегистрирован 23 октября 2006 г. управлением культуры в департаменте интеллектуальной собственности Министерства культуры и туризма Украины и в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии РФ. У нас есть договор со всеми кинотеатрами города о проведении с 20 по 25 июля 2007 г. третьего Севастопольского международного кинофестиваля. А если есть другие желающие… В конце концов в Севастополе можно проводить не один фестиваль, пожалуйста, проводите. Одно понятно: если сейчас уже в стадии становления третий Севастопольский международный кинофестиваль вызывает настоящий ажиотаж, мы можем быть спокойны за его будущее. Значит, это интересно. Значит, это надо.

* * *

НА АЛЫХ ПАРУСАХ НАДЕЖДЫ И ТВОРЧЕСТВА

Прокомментировать идею проведения третьего Севастопольского международного кинофестиваля я попросила его генерального директора — председателя Национального союза кинематографистов Украины Б.И. САВЧЕНКО:

— Несмотря на сложное время и занятость в Союзе кинематографистов, и я, и Богдан Сильвестрович Ступка много сил отдаем организации Севастопольского кинофестиваля. У нас сложилась хорошая команда, установились прекрасные взаимоотношения с Севастопольской горгосадминистрацией, мы ощущаем серьезную моральную поддержку. Хотим, чтобы в конкурсе все было безукоризненным, чтобы Севастополь способствовал развитию культуры, росту духовности, привлечению в город мировых звезд кинематографии и искусства. А в перспективе я готов содействовать тому, чтобы этот фестиваль прошел пятиступенчатую подготовку для регистрации международного уровня с привлечением в его ряды государств Средиземноморья, стран Великого шелкового пути и т.д. Я романтически настроен и верю, что настало время молодых улыбок, света, что на синих волнах Севастопольской бухты будут развиваться алые паруса надежды и творчества.

Борис Иванович подчеркнул, что кинофестиваль — это классное соревнование, высокий потенциал представленных фильмов, компетентное жюри, достойные призы и награды. Естественно, что все эти составляющие развиваются и набирают силу год от года. По его мнению, Севастопольский фестиваль, помимо художественных фильмов, будет включать различные виды искусства: арт, видео, телевизионные фильмы, документальное кино. Председатель Национального союза кинематографистов Украины прочит Севастопольскому международному кинофестивалю большое будущее, поскольку, по его информации, 14 стран готовы представить свои фильмы для показа в Севастополе. Это в первую очередь кинематографисты Болгарии, Молдовы, Румынии, Центральной Азии, Кавказа. И хотя пока еще не утрясены все организационные моменты, Б.И. Савченко подчеркнул, что жюри будет престижным, авторитетным и высококомпетентным.

Б.И. Савченко назвал правовыми казусами и накладками различные идеи по проведению в Севастополе одновременно нескольких кинофестивалей.

* * *

ЗДЕСЬ ТВОРИЛИ ХАНЖОНКОВ, РОММ, ПУДОВКИН, ГЕРАСИМОВ…

Говорит известный режиссер Роман МАРХОЛИА:

— Что такое Канны, Венеция, Эдинбург и Берлин? Это не только названия крупных европейских городов — старейших торговых, туристических и культурных центров. Так кинематографисты всех стран именуют между собой фестивали, собирающие тысячи кинематографистов и любителей кино. Это имена фестивалей, любимых публикой из-за той интригующей, бурлящей, волнующей атмосферы, сопутствующей этим праздникам. Севастополь — город с уникальной кинематографической историей. Первые игровые фильмы Ханжонкова, ленты Ромма, Зархи, Козинцева, Герасимова, Пудовкина и многих других выдающихся кинематографистов снимались здесь и были посвящены истории нашего великого города.

Севастопольский международный фестиваль киноискусств состоится уже в третий раз. В этом году по примеру крупнейших европейских кинофорумов он включает в свою программу не только лучшие кинопремьеры, но и панораму шедевров мирового кинематографа, программы дебютов, ретроспективные показы, выставки, презентации концерты классической и популярной музыки, эксперименты со звуком и видео, мультимедийные многожанровые проекты.

Эмблемой фестиваля стала Графская пристань — знаковое место не только в истории города, но и в истории всего нашего Отечества. 20 июля, в день открытия фестиваля, Графская пристань превратится в парадный вход на праздник кино для тысяч севастопольцев и гостей города. Пять дней фестиваля дадут возможность севастопольцам познакомиться с многообразием современного кинематографа, встретиться с любимыми актерами, поучаствовать в экспериментальных кинопроектах.

Другие статьи этого номера