Учитель «благородных девиц»

Татьяна Александровна Кузьменко — учитель труда. Педагогический стаж — 47 лет. Из них 24 года работает в школе N 22. Старший учитель. Отличник народного образования.

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

Ее путь в профессию был непрост. После окончания школы Татьяна не могла и думать об институте. Надо было помогать маме. Ее трудовая деятельность началась в ателье — она училась шить верхнюю одежду. Старалась. Ее старания заметили и оценили — перевели в мастера по пошиву. Потом она работала мастером производственного обучения, преподавала, совмещая работу с учебой. И как результат — диплом технолога швейного производства. Потом была школа N 5, и вот уже 24 года она работает в 22-й школе преподавателем трудового воспитания. Вот здесь-то и проявились ее незаурядный талант технолога, учителя, ее энергия, ее увлеченность. Сорок семь лет педагогического стажа — срок немалый. Но не поубавилось у нее энергии.

Обычно городские семинары, олимпиады по трудовому обучению проходят в 22-й школе. Татьяна Александровна всегда волновалась и думала о том, какие выводы будут сделаны представителями администрации по результатам проверки состояния преподавания и уровня компетенции учащихся по обслуживающему труду. На базе ее кабинета в 2003 году проходила Всеукраинская олимпиада, с состоянием трудового воспитания знакомился сам министр образования. Вместе с коллегой Натальей Анатольевной Русиной они делают все, чтобы обучение труду было на высоком уровне, результативным. Не зря же в городе считают их кабинет образцовым. Получаемые на уроках труда знания пригодятся учащимся в дальнейшей жизни — об этом Татьяна Александровна может судить по собственному опыту.

Трехлетним ребенком, в 1944 году, когда фашисты покидали Севастополь, ее вместе с мамой, братом и сестрой угнали в Германию, в Геттинген. Она помнит не все. Память выхватывает, как отдельные кадры в кино, какие-то длинные бараки, грязь… Мама все время работает, а самое запомнившееся — страшно хочется есть.

В 45-м, в апреле, они возвращаются в родной Севастополь. Город в развалинах. Холодно. Голодно. Когда в семье появился пятый ребенок, отец ушел к другой женщине, у которой не было детей. Так ему было легче справиться с послевоенными трудностями.

— На долю мамы выпала судьба одной поднимать, растить, воспитывать нас, — рассказывает Татьяна Александровна. — Мама работала на нескольких работах: вместе с другими восстанавливала город плюс к этому кому-то что-то шила, кому-то помогала на огороде… Мы видели ее только поздно вечером, когда сумерки опускались на город… На всю жизнь мы сохранили любовь к ней. Мамы нет, но она всегда незримо с нами. В те далекие трудные годы она научила нас любить и заботиться друг о друге.

Недавно Татьяна Александровна лежала в больнице. Не было ни одного дня, чтобы к ней не приходили родственники. Они поддерживали морально, а ей это ой как надо было. Сегодня далеко не все могут похвалиться такими отношениями между родственниками.

Татьяна Александровна с мужем вырастила двоих детей. К сожалению, Евгений Владимирович недавно ушел из жизни. Их супружеский союз был удивительно гармоничным. Если нужно было оформить кабинет — на помощь всегда приходил Евгений Владимирович. И так всегда и во всем. А она умела создавать ему праздник каждый день. Вот так умение и желание трудиться создавали гармонию в семье, в супружеской жизни, помогали решать проблемы.

Татьяна Александровна тяжело перенесла потерю любимого человека. Но жизнь продолжается. Сегодня она не мыслит себя без школы, без учеников. Это ее жизнь, и она счастлива. Дочь Ольга пошла по стопам своей мамы — преподает черчение и труд в 44-й школе. Она такой же увлеченный и уважаемый человек, как и мама. Сын Дмитрий — капитан 2 ранга, командир дивизиона ракетных катеров. А еще он очень любящий сын.

ШКОЛА — ВТОРОЙ ДОМ

Кто побывал в кабинетах домоводства в двадцать второй школе, унес чувство удивления и восхищения: вот ведь как можно буквально из ничего сделать все! Взять, к примеру, кабинет кулинарии. Входя туда, от неожиданности невольно останавливаешься. Дизайн великолепен! Столы накрыты скатертями, практически сделанными из кусочков ткани. На стульях салфетки из разноцветных лоскутков. Все это придает кабинету праздничный вид. А сделано это великолепие на уроках труда по швейному делу.

Девочки любят уроки кулинарии и швейного дела. Есть уроки, где ученики выполняют одинаковую работу. А есть нестандартные задания, где особенно ярко проявляется индивидуальность каждого. Есть уроки-соревнования. Так, темой одного из занятий было изготовление рождественских пряников… В школе учатся печь пироги и пирожки, готовить салаты и разные вкусные вещи. А сколько волнений, когда проходит демонстрация моделей, сделанных своими руками платьев, блузочек. Особенно бурно встречаются авторские работы.

В вестибюле на стене висит панно "Наша Украина". Эта коллективная работа учеников и учителей очень непростая. 27 регионов — и каждому соответствует особая вышивка. Цвета ниток разные: где-то вишневый, где-то красный, где-то много голубого. Цвета эти неслучайны: все зависит от того, какие цвета преобладают в народном творчестве этого региона.

Можно много рассказывать о том, что происходит на занятиях у Татьяны Александровны. Каждый урок, каждое мероприятие, проводимое ею, оригинально по форме, интересно по содержанию. За каждым из них стоит большой труд. Она безошибочно определяет методику урока, чтобы девочкам было интересно. Несмотря на огромный стаж работы, Татьяна Александровна постоянно посещает уроки других учителей, много читает, то есть идет постоянное духовное, методическое обогащение.

— Какое место в вашей работе занимает воспитание, формирование личности человека? — интересуюсь у Татьяны Александровны.

— Это все едино, — не задумываясь, отвечает она. — Что бы мы ни делали, я всегда помню: какими бы хорошими ни были швея, кондитер, повар, они должны быть прежде всего хорошими людьми. Поэтому я стараюсь прививать девочкам чувство коллективизма, взаимовыручки, доброго отношения к людям. Я хочу, чтобы у каждого из моих учеников было доброе сердце, чтобы материальные ценности не затмевали мир человеческой красоты.

Недавно в Москве в программе "Культурная революция", проводимой известным деятелем культуры России Михаилом Швыдким, дискутировали на тему "Нужны ли институты благородных девиц?" Мнения были разные. Кто-то видел в этом что-то позитивное, а кто-то — негативное. Познакомившись с работой Татьяны Александровны Кузьменко, я поняла, что дело не в названии, и что даже в обычной школе увлеченный, думающий, любящий свое дело учитель может подготовить своих подопечных к жизни и труду.

— Женщина должна всегда оставаться женщиной, — говорит Татьяна Александровна. — И я стараюсь помочь в этом своим девочкам. Разве плохо, если в семье молодая мама сошьет малышу трусики или красивое платье, или, скажем, испечет к празднику торт? Быть может, кто-то скажет: "А зачем? Ведь можно купить!" Конечно, все это так. И все-таки умение сделать что-то своими руками еще никому не помешало.

К сожалению, по новой учебной программе в новом году количество часов, выделяемых на трудовое обучение, сокращается. Так, на домоводство отведен только один час в неделю.

— Конечно, мы будем делать все возможное и невозможное, — говорит Татьяна Александровна. — Но чтобы серьезно готовить к жизни ребят, одного часа мало.

22-я школа немыслима без Татьяны Александровны. Ее уважает и ценит администрация школы, уважают и гордятся ею коллеги. А вот общее мнение бывших воспитанниц Лавриненко Наташи, Мирошниченко Тани, Волосевич Оли:

— Татьяна Александровна — одна из самых любимых наших учителей. Ее уроки — это уроки жизни для нас. Мы учились у нее не только шить, вышивать, вязать, кулинарным навыкам, но и культуре поведения — в школе, семье, обществе. Мы очень благодарны ей.

А мне подумалось: как же повезет тем мальчишкам, у которых спутницами жизни станут воспитанницы Татьяны Александровны Кузьменко.

Другие статьи этого номера