Алексей Учитель и его «Кавказский пленный»

В рамках Севастопольского международного кинофестиваля началась акция «Снимается кино». Фактически можно говорить о том, что фестиваль уже стартовал.
— Севастополь, Крым с каждым годом вызывают все больший интерес в кругу киношников, — говорит председатель оргкомитета третьего Севастопольского международного кинофестиваля — первый заместитель председателя СГГА В.П. Казарин. — Сейчас у нас одновременно проводят съемки около десяти российских киногрупп. Известные режиссеры, снимающие здесь фильмы, благодарны Севастополю за ту теплоту, с которой их принимают. Они согласились в рамках кинофестиваля провести цикл пресс-конференций.
Акция «Снимается кино» стартовала на съемочной площадке известного кинорежиссера Алексея Учителя. И это совсем не случайно. Дело в том, что его фильм «Космос как предчувствие» был представлен на первом Севастопольском международном кинофестивале. И хотя сам режиссер тогда не смог приехать в Севастополь, можно сказать, что к нашему фестивалю он причастен лично.

"ТИШИНА НА ПЛОЩАДКЕ!"

Итак, группа журналистов, которые уже начинают работать в преддверии третьего Севастопольского кинофестиваля, выехала на Южный берег Крыма. Под Алупкой свернули с основного шоссе в горы. Немного поплутали, и вот перед нами появилась та самая, нужная нам, деревня Касимовка: небольшие строения, множество различных машин, всяческой кинотехники и весьма колоритная, очень сосредоточенная людская масса — кто в камуфляже, кто в майках и шортах, кто в сапогах, а кто и просто босиком. Любопытствующая (как всегда вокруг съемок) публика, глядя на нас, только что прибывших, со знанием дела заметила: "Массовка приехала".

Массовка — не массовка, а все же чужие люди в организованном и ограниченном строгими рамками процессе. Журналистам сразу же пришлось подчиниться законам киносъемок, которые изложила директор картины Лариса Маевская: на площадку не заходить, в кадр не попадать, никого не отвлекать, разговаривать полушепотом и вообще не вмешиваться в процесс.

Тем временем мы внимательно осматривались. Тяжелый грузовик с огромными колесами. Мешки в кузове. Мешки на земле. Защитная сетка, накинутая на саклю. Надписи военного образца: "Медпункт МО РФ", "Прачечная".

— Тишина на площадке! К съемкам приготовились!

Хлопушка: "11-11-1". И снова хлопушка. И снова. До тех пор, пока не раздается команда: "Съемка завершена!"

КРАСОТА — ВОКРУГ. КРАСОТА — В ДУШЕ

В основу фильма положена повесть Владимира Маканина "Кавказский пленный".

— На мой взгляд, Владимир Семенович — один из лучших российских писателей, — говорит А.Е. Учитель. — А повесть "Кавказский пленный" — очень читаемая книга, самое издаваемое ныне российское произведение за рубежом. В Америке она выходила пять раз, в Европе — десятки раз. И это тоже о чем-то говорит. А понравилось мне это произведение тем, что в нем не говорится, как мы воюем, сколько стреляем, какое совершается количество терактов и т.д. и т.п.

Сюжет очень локальный: два наших солдата берут в плен 17-летнего чеченского паренька, ведут его до определенного места и в силу обстоятельств проводят с ним два дня.

— Это очень тонкая психологическая история, — продолжает свой рассказ А.Е. Учитель, — и она говорит о вещах давно известных: любые теплые, дружеские, любовные взаимоотношения переходят какую-то грань, и все равно, к сожалению, война их побеждает. Поэтому наш фильм о том, что люди должны тепло и хорошо относиться друг к другу, что они должны чувствовать красоту — природную, человеческую, душевную.

ГОЛЛИВУД В КРЫМУ. ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?!

Почему же этот сюжет Алексей Учитель решил снимать в Крыму? Причем всю ленту, от первого до последнего кадра?

— Только по одним соображениям — потому что красота есть только в Крыму. Я уже снимаю здесь третью картину: до этого были "Дневник его жены" и "Космос как предчувствие". Все это — любимые мои места, многое знакомо. Но удивительно: нам кажется, что все мы здесь знаем, но каждый раз, когда мы с оператором Юрием Викторовичем Клименко (а с ним мы все последние картины снимаем вместе) приезжаем сюда, мы тем не менее находим что-то новое. Вот здесь мы снимаем Чечню, но это сделано не только по соображениям безопасности, хотя и этот момент присутствует. Нам кажется, что в Крыму есть места, поразительно похожие на чеченские. И вот что важно: здесь есть привкус красоты и свободы. И то, что мы, авторы картины, здесь чувствуем, придает нам какие-то дополнительные творческие силы, я надеюсь, что это скажется на результате. Вообще есть два места, которые на меня благотворно влияют. Это мой родной город Петербург и Крым.

В Крыму я готов работать всегда. Думаю, что если когда-то существовал план создания советского Голливуда (а сейчас не знаю какого: украинского, российского или смешанного), то ему здесь действительно место. Удивительно, мы здесь уже более двух месяцев и за это время встретили уже шесть съемочных российских групп. Знаю, что готовятся еще три проекта к осени. И Говорухин, и Соловьев. Так что вам надо создать какое-то ведомство, которое будет следить за съемками российских кинематографистов в Крыму, потому что их будет все больше и больше.

УЧИТЕЛЬ — ФАМИЛИЯ ЗНАКОВАЯ

Все участники съемочного процесса отмечали одну важную особенность: обстановка замечательная, группа подобрана Алексеем Учителем удивительно тщательно, и работать с ним — одно удовольствие. Половина группы — из Питера. Остальные из разных городов и регионов. Режиссер стремился подбирать актеров, которые еще "не светились" на экране, которых не захватила "звездная" болезнь. Все молоды. Единственное исключение — московский актер Тагир Рахимов из знаменитого театра-мастерской Петра Фоменко. А кино его — это "Штрафбат", "Антикиллер". Снимался у Кончаловского, в шести картинах — у Досталя, последняя лента — "Завещание Ленина" сейчас демонстрируется на ТВ. В новом кинофильме Тагир играет подполковника Гурова.

— У Алексея Ефимовича Учителя это вторая моя работа. Когда режиссер позволяет тебе импровизировать — это здорово, такое живое дело. Я играю нехорошего человека, офицера, который продает чеченцам оружие. Но он не деньги себе берет, он берет продукты, чтобы было чем кормить своих солдат. Отрицательный герой, негодяй — это и есть игра. Почему я согласился сниматься? В самом деле — сейчас наш театр в Греции на гастролях. Наш театр, как и питерский театр Льва Додина, "не вылезает" из-за рубежа. А я здесь… Да потому что это — Учитель!

Узнав, что мы из Севастополя, Тагир с удовольствием вспоминает, что принимал участие в театральном фестивале "Херсонесские игры" и даже завоевал главный приз за участие в спектакле "Двенадцатая ночь".

Улыбчивая, миловидная Юлия Пересильд окончила ГИТИС. В ее творческом багаже несколько спектаклей, в том числе "Фигаро" в театре Кирилла Серебрянникова. В Крыму впервые:

— Здесь у вас круто. Настя — фактически моя первая роль в кино. Меня пригласил Учитель. Было много проб, и так вышло, что я здесь. Он очень разный, как все хорошие режиссеры, работает с каждым актером.

Петр Логачук — из Орловского театра имени И.С. Тургенева говорит:

— Это моя первая работа в кино. Вовка — простой парень, неопытный, он стрелок, один из тех солдат, что ведут чеченца. Меня утвердили на роль буквально в последний день кастинга.

И вот еще интересная встреча: Светлана Дорохина — артистка Севастопольского театра им. А.В.Луначарского. Мы помним ее по многим спектаклям: "Иллюзия обмана", "Банкрот", "Как управлять женой". В последнее время, уже после декретного отпуска, Светлана занята в репертуаре немного: "За двумя зайцами", "Мещанин во дворянстве".

— Особенно похвастаться сейчас на сцене нечем, вышла из декрета и еще пока не вошла в режим. В кино эта роль первая, до этого я играла в эпизодах, в массовке. По фильму я прапорщик медслужбы, жена Гурова. Думаю, фильм будет очень интересным. Есть любовь. Есть отчаяние. Есть предательство. Есть дружба, горе, беда, счастье, грусть — все в нем есть. Нет пошлости, что самое важное. Нет кровопролития. Ведь когда снимают про Чечню, то обязательно должна быть жестокость. А здесь… лишь в финале — неизбежность, сердце кровью обливается, но понимаешь, что иначе поступить было нельзя.

В съемках Алексею Ефимовичу Учителю очень помогает командование ЧФ РФ. В них принимают участие авиация, вертолеты, десантники. Много техники. Присутствовавший на этой встрече директор КП "Киновидеопрокат" В.В. Гребельный предложил А.Е.Учителю пригласить на кинопремьеру черноморских моряков.

— А у нас так и задумано, — ответил режиссер. И добавил, что фильм должен выйти в прокат весной 2008 года. — Так что есть возможность представить фильм "Кавказский пленный" на Севастопольском кинофестивале будущего года.

ДО ВСТРЕЧИ НА ФЕСТИВАЛЕ-2008

— Вообще-то я очень жалею: меня дважды приглашали в Севастополь на фестиваль. Но из-за занятости по работе я, к сожалению, не мог приехать. Думаю, что в следующем году это состоится. Я желаю чтобы на вашем фестивале и зрители, и жюри испытали настоящее потрясение. Чтобы была не оригинальность ради оригинальности, а что-то такое, чтобы каждый смог найти какую-то свою ниточку. Если она будет протянута с экрана в каком-то из фильмов, то значит, ваш фестиваль действительно удался. Потому что фильмов делается совершенно невообразимое количество. Есть хорошие. Есть средние. Есть гениальные, хотя их очень мало. И дело не просто в этих категориях. Самое главное, чтобы зритель не сидел равнодушно. Если таких фильмов будет большинство, значит, фестиваль удался.

Итак, первый выезд на съемочную площадку состоялся. На очереди Александр Абдулов и его съемочная группа, Федор Бондарчук и многие другие. А главное: впереди третий Севастопольский международный кинофестиваль.

Другие статьи этого номера