Предмет шел параллельным курсом…

Рубрику ведет Леонид СОМОВ.16 августа 1997 года в 7 часов 30 минут на яхте "Нерпа" я вышел в одиночное плавание по маршруту Одесса — Мариуполь.

19 августа далеко за полночь я подходил к Севастополю. При пасмурном небе огни большого города, отражаясь от облаков, видны километров за тридцать. Но небо было чистым, ярко светила полная Луна. Казалось, море просматривается до самого горизонта. Однако я знал: впереди порт, а полосы тумана могут скрывать огни не только близкоидущего судна, но и маяка; сам же туман, растворяясь в ночной темноте, тоже невидим. Поэтому, надев на себя все теплые вещи, я стал выходить наверх каждые 15 минут и тщательно осматриваться. Около трех часов я увидел огни. Странные они были, в виде огненных шаров. Нечто подобное замечаешь в снегопад, когда уличные фонари появляются вдруг в виде светящегося шара, и только совсем близко становятся видны сами плафоны. Огни были расположены очень высоко. Верхние — не менее 30 градусов над горизонтом. Большинство огней собралось в группу в виде креста из четырех огней. Иногда появлялись движущиеся одиночно огни. Звезд в их районе я не наблюдал. Огней Херсонесского маяка, видимого за 17 миль, тоже не увидел. Поэтому и определиться не мог. Помня, что впереди не просто порт, а военно-морская база, я решил подождать до рассвета в море. Было баллов около трех, волна шла от полуметра и выше, и, поскольку яхту меньше качает, когда она идет под парусом, я решил пройти обратным курсом полчаса, потом вернуться в то же место, а там и светать начнет. Так и сделал — развернулся оверштаг и пошел назад в море. На этом курсе волна била в правый борт, и так как капюшон непромоканца после поворота я надеть не успел, то тут же получил за шиворот изрядную порцию соленой воды бодрящей температуры. Уходить внутрь я не хотел и поэтому просто пересел на другой борт, спрятавшись от брызг за рубкой…

Тут я увидел: параллельным курсом, метрах в тридцати на траверзе, беззвучно шла лодка с тремя фигурами. Волны от носа не было, но шла она с той же скоростью, что и я. Одетые в непромоканцы и шляпы, похожие на зюйдвестки, люди смотрели вперед, не обращая на меня внимания. Нос у лодки был высоко поднят, хорошо виднелись доски обшивки и конопатка. Подобного типа лодок я раньше не встречал, хотя к этому времени построил уже пятьдесят три лодки разных форм и размеров.

Несмотря на то, что корпус просматривался отчетливо, за ним угадывались волны, и весь он вместе с фигурами был прозрачным. Но самое главное — волны от корпуса лодки не было! Минут через 10-15 я решил сходить вниз посмотреть на часы. Для этого следовало открыть дверь, войти в каюту, что не так-то просто сделать при крене и качке, расстегнуть корявыми от холода пальцами три пуговицы у непромоканца, потом замок на куртке и достать фонарик. Описываю я это подробно потому, что сам искал подтверждения, что нахожусь в здравом уме и твердой памяти. Пожужжал фонариком с динамкой на дисплей, пока не выскочила цифра 10. Значит, после поворота прошло минут пятнадцать, так как перед ним я погрелся в каюте, посвечивая фонариком на часы, и ушел на палубу ровно в 3.50, а на поворот ушло не более 5 минут.

Вышел наверх. Все по-прежнему: Луна сияла, волны шлепали по борту и ветер изредка заносил брызги в кокпит. "Предмет" шел тем же курсом, только сместился вперед градусов на десять. Минут за двадцать до запланированного поворота я развернулся и лег на курс. Но, осмотревшись, ничего не увидел…

Что это было? Мираж или лунная тень от яхты на низкой полоске тумана? Но тогда почему она сместилась вперед на 10 градусов? Ведь Луна тоже смещалась вперед, да и пробыл в каюте я не больше пяти минут.

Просчитывая разные варианты, я не заметил, куда и как исчезли огни, потом рассвело. Не притрагиваясь к румпелю, я вошел в бухту и, отдав якорь, посмотрел на часы: 8.28. Зная, что часы торопятся, проверил по сигналу точного времени. Оказалось, что за две с половиной недели китайский ширпотреб убежал вперед на 10 мин. Весь день прошел в пополнении запасов и наведении порядка на борту, пытался поспать впрок, но не получилось. Было жарко, на берегу шумели отдыхающие, так что уснул я после 10 вечера, а в 7.30 вышел из бухты. Так точно и подробно описываю расписание сна до и после случая, чтобы показать: галлюцинация из-за переутомления маловероятна, да и стекающая за шиворот вода, несмотря на полотенце, которым я обмотал шею вместо шарфа, не давала забыться.

В телепередаче "Подводная одиссея команды Кусто" я обратил внимание на лодки рыбаков в дельте Дуная. Призрак именно такой лодки я и встретил. Интересно, был ли кто-нибудь в море к северо-западу в 10-15 милях от Севастополя 19 августа 1997 года и что эти люди наблюдали между 3 и 5 часами московского времени над городом или полуостровом?

Другие статьи этого номера