Представьте: вы сидите на остановке, рядом с вами расположилась молодая женщина с внешностью Марины Влади. На ней чудовищных размеров сомбреро, обтягивающие джинсы и просторная футболка. Она отгородилась от мира наушниками и темными очками, никак не реагирует на взгляды стоящих и сидящих рядом. Она достает из сумочки капусту и аппетитно ее ест. Вдруг, спохватившись, достает из той же сумочки пакетик с майонезом и поливает им капусту. Ваши действия? Правильно! Я тоже медленно отодвинулся, чтобы не подумали, будто я с ней! Потом вспомнил о «Профилях». Придвинулся. Дама в сомбреро прожевала капусту, вытерла губы салфеткой и… запела! В голос!!! Я отодвинулся. Пела громко. Я встал, чтобы уехать в первом же «топе». Громко, но, однако, красиво. Я обреченно полез в рюкзак за диктофоном…
Знакомьтесь, Наталья Парижева (не поверите, но фамилия настоящая; я впервые в жизни попросил показать паспорт своего интервьюируемого!) — в рубрике «Профили».Ей 31 год. Образование высшее, инженер-программист. По специальности проработала три года. Не понравилось. После сменила дюжину занятий: от бухгалтера до журналиста. Пробовалась ведущей на телевидении. Сейчас занимается компьютерным дизайном. Успешно! Разведена. Без вредных привычек. Прямо пример для подражания! Придется заняться "ловлей блох"!
— С такой обязывающей фамилией отчего-то хочется перейти на франсе. On ce vuvie? (Будем на вы?)
— On ce tu toie! (Можем на ты).
Оп! Уже интересно. Севастополь — точно аномальная зона, никогда не знаешь, на кого нарвешься в уличном интервью!
— Любишь капусту?
— Ненавижу. Срочно худею.
— Не нравишься себе?
— Режиссеру не нравлюсь.
— Отсюда поподробнее!
— Меня пригласили на пробу. Всем понравилось, а режиссер сказал, чтобы я куда угодно выкинула килограммов восемь-десять. Отсюда капуста и тренажерный зал!
— А фильм, прости, о чем?
— О Чокнутой. По сценарию все персонажи считают ее ненормальной. Она работает в бригаде асфальтоукладчиков.
— Романтично! И?..
— Ее замечает проезжающий фотохудожник и предлагает ей позировать для цикла "Мадонна".
— С лопатой в руках?
— По-моему, без. Он привозит ее в город, с ней работают визажисты, парикмахеры, стилисты, и она превращается совсем в другую женщину.
— Золушка? Или Ассоль?
— "Алые паруса" — моя самая любимая книга. А, и "Мастер и Маргарита". Извини, я на секунду.
Она заметила в траве возле остановки большую ящерицу, подошла к ней и… погладила!!! Она просто подошла к ящерице и стала чесать ей спинку! Что-то ей шепнула и вернулась ко мне. Я пошел к ящерице, чтобы убедиться, что та дохлая. Ящерица тут же скрылась в траве. Мне как-то расхотелось продолжать интервью.
— Про фильм больше не надо рассказывать?
— Про фильм? А, да, не надо. Расскажи лучше о себе. Ты часто разговариваешь с… ящерицами?
— По настроению. Ты прыгал с парашютом?
— Да, но давно. А что?
— Помнишь ощущения и чувства?
— Страх, что забуду заблокировать запасной и он раскроется. Ты прыгала с парашютом? Зачем?
— Нас на самолетовождении в ДОСААФе заставляли.
— Ты… управляешь самолетом?!
— Ну да. Чего-то потянуло…
— В космос, надеюсь, еще не?..
— Пока нет.
— Можешь не отвечать, но… Как к тебе вообще люди относятся? Я имею в виду на улице, в транспорте?
— Ой, а я не знаю. А что?
— Ну там… реплики кидают, смотрят на тебя как-то странно.
— Я не замечала. Я же постоянно пою!
— А-а! Что поешь?
— Песни, которые мне нравятся. Сейчас записала на студии четыре песни. Хочешь послушать?
Не дожидаясь ответа, мне в уши всовывают две "таблетки" от плейера. Слышу Жанну Агузарову, поющую про чудесную страну.
— Ну как?
— Агузарова как Агузарова…
— Это я!
— Ты — певица? Где выступаешь? В кабаках пробовала?
— Два раза. Понравилось. Любая сцена — это сцена.
— И что, выгнали?
— Нет, я забыла, что мне надо идти.
— Ты — счастливый человек?
— Как и любой. Просто мир меня любит, а я люблю его!
— Рецепт счастья?
— Конечно. Люди сами придумывают себе проблемы, а потом обвиняют в этом весь мир.
— Предположим, у меня нет денег — кто виноват?
— Никто. Они у тебя есть, но ты забыл, где они лежат.
Обезоруживающий ответ. Пытаюсь вспомнить, куда я их положил, — кроме заднего кармана джинсов, ничего в памяти не всплывает.
— Ты… замужем?
— Да, только мы развелись.
— То есть нет?
— Ну да.
— В какую-нибудь церковь ходишь?
— Раньше ходила к адвентистам — там можно петь!
— Как ты относишься к мужчинам?
— Я им, кажется, нравлюсь!
— А они тебе?
— Мне все люди нравятся, не могу делить их на мужчин и женщин.
— Чем зарабатываешь на жизнь?
— У меня много хобби: сейчас разрабатываю несколько логотипов, верстку могу делать…
— На капусту хватает?
— Конечно! Ведь человеку на самом деле надо совсем немного! Все, что ему нужно, дается бесплатно: небо, море, птицы, закаты, любовь… А за то, без чего можно спокойно обойтись, они платят большие деньги! Чем более бесполезна вещь, тем больше она стоит.
— Любопытно! Никогда не задумывался под таким углом.
— А, забыла, я еще фотографирую. Говорят, неплохо.
— Складывается ощущение, что ты живешь по своим законам и делаешь только то, что хочешь.
— Не совсем, ведь я живу в мире людей, а у них так много условностей. Я не зацикливаюсь на них — они просто существуют.
— О, пахнуло буддизмом. Увлекалась?
— Да, читала. Вынесла уверенность в бессмертии души, в том, что мы живем не один раз на земле.
— Предположим, а что толку? Мы же не помним опыта прошлых жизней и не можем полученные знания применить в каждой следующей жизни. Все с нуля! Смысл?
— Смысл в том, что мы не делаем чего-то плохого, что делали в прошлом. А в отношении воспоминаний о прошлых… я помню, но рассказывать не буду.
Она задумчиво теребит ремешок на джинсах. Снимает очки и пристально смотрит мне в глаза — становится не по себе от этого взгляда:
— Я и про тебя все помню, но… лучше каждому человеку вспомнить себя самому.
— С таким… мировоззрением как тебя угораздило на программиста?
— Я хотела поступать в Одессу на океанолога, но дедушка с бабушкой не пустили. Сказали, что я беспомощная…
— Они, кажись, правы. Как думаешь, чего ищет женщина в любви?
— Ого, вопросы! Того же, что и мужчина, — любви! Когда люди влюблены, они и мир воспринимают по-другому. Любовь — это равновесие счастья, а оно у каждого свое.
— Ты могла бы подойти к незнакомому мужчине и сказать: «Вы мне нравитесь»?
— Конечно. Делала это несколько раз.
— Реакция счастливчика?
— Они почему-то начинали оглядываться.
— Как я их понимаю! Ты часто ловишь на себе недоуменные взгляды?
— Вчера читала книжку на остановке, а на меня прохожие смотрели.
— Может, дело в книжке? А как ты сидела? Или на чем?
— На перилах, нога за ногу. Обыкновенно…
— Понятно. Тебя часто обижают?
— Меня невозможно обидеть. Да и люди все хорошие, просто они прячут свою доброту за маской безразличия, равнодушия, черствости.
— Ты сказала, что занимаешься фотографией. Опиши сейчас виртуальный снимок: кто на нем был бы изображен? Только не задумывайся!
— Огромный стеклянный шар, висящий над красной пустыней, в котором отражается небо с облаками. А к этому шару с двух сторон идут разноцветные люди.
— Не кажется, что в сегодняшнем мире романтики вряд ли приживутся? Сейчас эпоха прагматизма.
— Мир всегда одинаковый, и в нем всегда уживаются и те, и другие.
— Что бы ты сказала своим детям об этом мире?
— Что он создан для счастья и счастливой жизни. А как этого достигнуть — они должны найти сами.
— С какой мыслью ты просыпаешься?
— С мыслью "Ура"! С тем, что в этом мире больше хорошего, чем плохого. Но даже из плохого всегда можно сделать хорошее.
— А засыпаешь?
— Спокойной ночи, мир! Я отправляюсь в сновидения!
— У тебя не бывает черных дней?
— А зачем они мне? Из любого черного можно сделать белый, синий, красный…
— Рецепт по перекрашиванию дня из черного в красный?
— Подойдешь к зеркалу, улыбнешься и скажешь: "День был такой замечательный!"
— Что делает человека плохим?
— Другие люди, которые так их называют.
— У тебя депрессии бывали?
— Когда-то — да. А потом я их упразднила. У людей депрессии возникают из-за нереализации желаний. А надо либо меньше желать, либо бросать все силы на их воплощение.
— Где-то я читал, что когда Бог хочет наказать человека, он исполняет все его желания!
— Да, когда желания мелкие.
— Самое сильное воспоминание из детства?
— Когда я сказала миру: "Я тебя люблю!"
— А он?
— Он подмигнул, улыбнулся и ответил: "Я тебя тоже!"
— И пошел дальше?
— И остался вокруг.
— О смерти задумывалась?
— Не-а, зачем? Страх смерти лишает возможности ощущать радость жизни.
— Психологи уверены, что о смерти все-таки надо периодически вспоминать.
— А они не объясняют: зачем?
— Чтобы человек себя всю жизнь к этому готовил…
— По-моему, это — бред! Жить для того, чтобы готовить себя к нежизни!
— Ответь на незаданный мною вопрос.
— Это как?
— Сама задаешь себе вопрос и сама же отвечаешь!
— А вдруг я не смогу ответить? Ладно, попробую. Спросила бы: "Кем и где я буду завтра?" А ответила бы… словами Скарлетт О` Хара: "Я не буду думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра".
…Не знаю, чем закончится фильм "Чокнутая", но, если героиня в нем похожа на мою случайную знакомую, посмотреть уже хочется! О том, что "злых людей нет на свете", говорил еще Булгаков устами Га-Ноцри, но что "злыми людей делают другие люди, которые их так называют" — слышу впервые!
После интервью с Наташей возникло ощущение, будто перечитал "Маленького Принца"! Через пятнадцать минут пришло СМС-сообщение: "Передавай всем тысячу поцелуев с солнечной стороны мира!" А вечером на e-mail стихи:
Я зализываю раны, словно кошка после боя,
Рядом с дикими котами — с победителем не спорят.
Я, похоже, победила в этой страшной битве взглядов
И свободу сохранила… Просто тихо буду рядом…
Интересно, с какой она планеты?