Свободный полет мастерства и таланта

Наш вернисаж: севастопольские художники получили от властей города щедрый подарок.

Возможность творить, самовыражаться и при этом иметь все шансы на успех — что может быть важнее для творческого человека?! В минувшую субботу художники Севастополя обрели, наконец, свою "обетованную землю". Недалеко от театра им. А.В. Луначарского под открытым небом возродился наш севастопольский вернисаж. Это уже не стихийное место торговли картинами, как было раньше. Вдоль аллеи за счет города установлены металлические изящные стенды с небольшими навесами — в подарок. Городские власти не только сдержали свое слово, но и создали для художников более благоприятные, цивилизованные условия для выставок своих произведений.

— Мы рады появиться вновь на обновленном после реконструкции Приморском бульваре, — говорит председатель общественной организации севастопольской гильдии художников "Приморский вернисаж" Алексей Пейдус. — Отныне у нас есть своя территория, где будет царить особый дух творчества и куда может прийти любой человек: будь то гость или житель города. И даже если он не приобретет картину, то все равно получит максимум положительных эмоций. Наш вернисаж имеет все основания, чтобы прослыть одним из самых сильных в стране. У наших художников высокий профессиональный уровень, и главное, нас поддерживает город.

Впервые аллея художников возникла спонтанно в начале 90-х годов. Был сложный период в истории, и, выйдя на улицу, творческие люди таким образом были вынуждены зарабатывать себе на хлеб. А спустя некоторое время вернисаж стал коммерческим. Художникам предложили оплачивать торговые места, как это, например, делается на вещевом рынке. Диктовать условия стали конъюнктура, покупательский спрос. Многим не понравилась философия лавочников. Настоящие авторы ушли, их место заняли перекупщики и спекулянты. Именно тогда, по мнению А. Пейдуса, в городе едва не произошла культурная катастрофа. Искусство стало не в чести…

Оценив ситуацию, инициативная группа художников, представляющая интересы большинства, стала искать пути выхода из кризиса. А. Пейдусу, И. Люля, Н. Щегловой, В. Преображенскому, В. Влащенко, И. Кротенко удалось найти общий язык с нынешним городским руководством. Севастопольская гильдия художников "Приморский вернисаж", объединяющая около шестидесяти человек, благодарит за поддержку и понимание первых лиц города: С. Куницина, В. Саратова, О. Ковитиди, Л. Савенко, а также руководителей Ленинской районной госадминистрации В. Галичего, В. Ильченко. И художникам, и представителям власти удалось прийти к общему согласию.

— Создав благоприятные условия, город позволил нам уйти от коммерциализации, — сказал А. Пейдус. — Вернисаж — это не рынок, не магазин, где существуют достаточно простые, прагматичные взаимоотношения. У нас же, если так можно выразиться, романтическая вольница. Только посетив вернисаж, люди могут поговорить, поделиться впечатлениями с автором картины. Да и самим художникам подобный контакт на пользу. Выставочная деятельность — хороший стимул. Мы показываем свои работы и практически сразу получаем отзывы. Это создает особое настроение — хочется расти и расти.

По словам председателя гильдии севастопольских художников, подобные вернисажи есть во многих крупных городах Украины, России. Но незабываемы только те, в которых чувствуется особая атмосфера — свободный полет мастерства и таланта.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Глас народа

ХУДОЖНИКИ ПРАЗДНУЮТ ПОБЕДУ. А ВЫ?

А. МИШИН, пенсионер:

— Слава Богу, наконец-то восторжествовал здравый смысл. Многие годы, когда моя семья выходила гулять, она включала в свой маршрут посещение вернисажа. И последние пару лет испытывали горечь оттого, что мы были этого лишены. Художники вернулись на радость жителям нашего города.

Виктор КИСЕЛЕВ, художник:

— Главное, что мы вернулись на аллею. Приморский бульвар — лицо города, и прекрасно, что есть возможность показать творчество народа, его талант. Помню, еще в 1988 году представители власти предложили сделать аллею искусства. Тогда на площадке играл духовой оркестр, танцевали пары и был вернисаж… Потом остались только художники. В 2003 году нам сказали, чтобы стояли только предприниматели. Тогда очень многие художники вынуждены были уйти с аллеи. В 2004 году стали объявлять тендер. Как говорится, час от часу не легче. Теперь вернисаж восстанавливается. Стоит отметить, что в аллее стоят только авторы, продавцов или перекупщиков нет. Единственное, что 1,5 метра на одного художника — слишком мало. У кого маленькие картины — это нормально. А у меня картины большие, места не хватает. И у многих моих коллег картины больших размеров. Хотелось бы еще одну аллейку, чтобы увеличить площадь для каждого хотя бы на один метр. Хотя в прежние годы на картины одного художника приходилось до четырех метров. И это не только мое пожелание, но и других художников.

Валентин ГРЕБЕНЮК, художник:

— Мы долго мечтали, чтобы вернисаж вернулся на прежнее место. И вот благодаря городской госадминистрации, новому депутатскому корпусу, которые уделили внимание нашему вопросу, это произошло. Я хочу поблагодарить за это власти города. Но в качестве пожелания хотелось бы обратить внимание депутатов: прежде налог у нас был 50 гривен, а сейчас — 200. Хотелось бы, чтобы художникам пошли навстречу и уменьшили сумму сбора.

Е. НОВИКОВА, программист:

— Во многих европейских городах на набережных расположены вернисажи. А для нашего города — это изюминка. Это неплохо для туристического города, когда отдыхающий увезет на память не только фотографию, но и картину. Картины представлены на любой вкус. И, купив одну из них, человек радуется, что везет такой подарок из Севастополя.

А. КРУГЛОВА, домохозяйка:

— В этом я вижу и воспитательный момент. Приходилось видеть, как дети из Дворца детского и юношеского творчества расспрашивали художников о картинах, как их рисуют, об особенностях жанров, техники исполнения и так далее. Приходили экскурсии из школ. Надо учитывать, что не все люди могут позволить себе пойти в музей. А здесь постоянно действующий под открытым небом вернисаж. Да и лучше видеть творческие работы художников, чем торговые ларьки.

Другие статьи этого номера