«Богдан Ступка с улыбкой сказал: «Їдьте до своїх батькiв, скажiть, що вас забирають»

О том, с чего начинается карьера современного актера театра, какие курьезные случаи происходят на сцене, а также о самом спектакле «Ромео и Джульетта» поведают молодые актеры Национального академического драматического театра им. Ивана Франко Анжелика Савченко и Дмитрий Чернов
По словам руководителя литературно-драматической части театра Натальи Пономаренко, за прошедшие четыре года в труппу театра на конкурсной основе были взяты 18 человек.
— Анжелика Савченко и Дмитрий Чернов, наши Ромео и Джульетта, тоже вошли в состав этой труппы, — добавляет Наталья Пономаренко. — Кроме того, художественный руководитель театра Богдан Ступка в начале прошлого учебного года провел набор ребят для экспериментального спецкурса актерского мастерства. Группа состоит из 25 студентов, которые пока не имеют театрального образования. В июне ребята окончили первый курс обучения, им предстоит учиться еще четыре года. Общие дисциплины они изучают в университете, а остальное время обучаются в стенах театра. Руководство Киевского театрального университета им. Карпенко-Карого не раз обращалось к Богдану Ступке с просьбой взять такой курс. Так молодые таланты получают возможность общения со старшими коллегами, видят их работу, участвуют в спектаклях. Ребята приучаются к раскованности и внутренней свободе, проявляют свою индивидуальность, которую в каждом из них старается развить руководитель спецкурса Богдан Ступка.
На гастроли в Севастополь Анжелика Савченко и Дмитрий Чернов, одни из самых молодых актеров театра, приезжают уже не в первый раз. Актеры окончили Днепропетровское театральное училище, были однокурсниками. За дебют в спектакле «Братья Карамазовы» Дмитрий Чернов в 2004 году получил свою первую профессиональную премию — «Киевскую пектораль». Анжелика Савченко дебютировала в спектакле «Ромео и Джульетта».- В чем особенность новой постановки «Ромео и Джульетты»?

Анжелика: — Зрители почему-то привыкли к кинофильмам по пьесам Шекспира, в которых все происходит слишком сладко. Шекспир современен. Иногда, сравнивая классику с нашим временем, мы находим множество совпадений: например видим сходства в политике. Но Шекспир — на все века, то, о чем писал он, никогда не меняется.

Дмитрий: — Этот спектакль — очень неординарная постановка. Здесь чувства выражаются знаками. Например зеркало на сцене: оно является и зеркалом, и дверью, и гробницей. Декораций и костюмов минимум. Нет никаких спецэффектов. Это тяжело для молодых актеров. Когда мы начали разбирать текст, все стало понятно: во времена Ромео и Джульетты не было тех красот, которые изображают в фильмах. Зрители привыкли видеть красивые костюмы и церемонность. Это все идеализировано. Сцена у балкона у многих ассоциируется с чем-то возвышенным. В нашем случае это более комедийная сцена. Ведь, если посмотреть на страстно влюбленных людей со стороны, они смешны… За три дня Ромео и Джульетта проживают всю жизнь, успев влюбиться, обвенчаться и умереть. Это сумасшедший ритм, страсть.

Анжелика: — У нас были очень утомительные репетиции перед премьерой. Проходила даже ночная репетиция, до семи утра. Но было даже весело, мы воспринимали это, как Новый год. И вот настал день премьеры. У меня были две сцены подряд: сначала сцена с няней, потом я забегаю за кулисы и сразу надо бежать на сцену венчания с Ромео. Я стояла, абсолютно забыв, что у меня там "венчание", просто смотрела. Хорошо что не ушла в гримерку. Режиссер был в недоумении: отчего я не выхожу? Играет музыка, я должна стремительно выбегать… Стоит отец Лоренцо, Ромео… Со мной что-то тогда как будто случилось, словно шок какой-то. Только когда мне показали жестами: мол, иди, твой выход, я поняла, что у меня "венчание". Только потом выбежала, после минутной паузы. Очень испугалась тогда: ведь это была премьера.

— Шекспира называют мистическим автором. Были ли у вас на сцене курьезные, мистические случаи?

Анжелика: — Да, говорят, что Шекспир — мистический автор и что если как артист ты его не устраиваешь, обязательно что-то происходит. На спектакле "Ромео и Джульетта" у нас всегда хоть капля крови, но прольется. У многих актеров появляются синяки, ссадины, ушибы, разбитые коленки, занозы. И главное, что мы не замечаем, как они появляются. За работой просто ничего не видишь.

Дмитрий: — Если рассказывать о мистических случаях, то сразу хочется сказать о произведениях Достоевского. Вспоминается премьера "Братьев Карамазовых", где я играл Алешу Карамазова. На сцене находилась круглая многотонная конструкция-декорация, которая крутилась. Так получилось, что она закрутилась по спирали и остановить ее было трудно, вот-вот все это упадет. Это был шок. А в зрительном зале аплодировали и кричали "Браво!"

— Почему решили связать жизнь с театром, что послужило стимулом для поступления в театральный?

Дмитрий: — Родители были против того, чтобы я стал актером. Хотели, чтобы выучился на стоматолога или юриста. Это была длинная история… Я решил поступать на вокал. Посоветовали попробовать поступить в Днепропетровское театральное училище, там хорошая вокальная школа. Сейчас я работаю еще и на телевидении, радио. Участвовал в сериалах "Мухтар", "Волчица". Но без театра мне было бы скучно. Без театра не представляю свою жизнь. Именно театр делает актера актером.

Анжелика: — Моя мама танцевала в оперном театре, всегда была связана с искусством. Я занималась фигурным катанием — хотела стать фигуристкой. Затем поступила в художественную школу, прозанималась там четыре года и решила связать дальнейшую учебу и работу с дизайнерством. Хотела моделировать одежду. Но пришла в театр. Решилось это за полгода: мы часто проходили с мамой мимо театрального училища, и она спрашивала: "Анжелика, может, сюда попробуем?" Мне оно почему-то казалось сначала мрачным и абсолютно туда не хотелось. Потом попробовала, очень успешно сдала экзамены и поступила. Теперь для меня театр — как наркотик.

— Как проходили отборочные пробы в труппу Богдана Ступки?

Дмитрий: — Эпизоды из фильма "Карнавал" с Ириной Муравьевой помните? Очень похоже. В театр им. Ивана Франко непросто попасть. Проверяют абсолютно все: и голос, и пластику, и умение танцевать… Когда меня с другими ребятами пригласили в кабинет после прослушиваний, Богдан Сильвестрович посмотрел на нас и очень серьезно сказал: "Хлопц?, на превеликий жаль… (и в этот момент в голову уже пришли мысли о том, что ты "пролетел") …але ви нам сподобались". Вот так Богдан Сильвестрович держит нас в тонусе. (Смеется)

Анжелика: — Я показывала сценический отрывок из Достоевского, когда меня спросили, умею ли я петь и танцевать. То есть обязательны были импровизации. Заставили произносить скороговорки. Потом мучительно долго мы ждали решения возле кабинетов. Тогда Богдан Сильвестрович вышел и с улыбкой сказал: "Їдьте до своїх батькiв, скажiть, що вас забирають". Это был волнительный момент.

Другие статьи этого номера