Качество нашей жизни во многом зависит от качества товаров и услуг

Качество нашей жизни во многом зависит от добротности товаров и услуг, потребителями которых является каждый из нас. О том, в какой степени товары и услуги, реализуемые в стране, удовлетворяют потребностям людей и облегчают их жизнь, можно судить по таким показателям. По производству контрафактной продукции Украина входит в десятку мировых лидеров. Около 40 процентов продовольственных и промышленных товаров имеют существенные изъяны. С целью приближения к европейским стандартам жизни принят закон «О защите прав потребителей», образован госкомитет по вопросам потребительской политики, разрабатывалась государственная программа по защите прав потребителей, учреждены госкомитет по вопросам потребительской политики и профильный национальный координационный совет. Кроме этого, созданы общественные организации «Союз потребителей Украины» и «Защита».Принятие по одному и тому же вопросу нескольких законодательных и нормативных актов, создание однотипных государственных органов и общественных формирований наводит на мысль о том, что с защитой прав потребителей у нас не все ладно. Такое предположение согласуется с мнением председателя правления Союза потребителей Украины Леонида Школьника, который считает, что ситуация на потребительском рынке становится все более критической, но власть не выполняет своих обязательств перед народом, механизм повышения ответственности производителя перед потребителем пока не отлажен.

В беседе с нашим корреспондентом председатель правления Севастопольского отделения Союза потребителей Украины Т.П. Кольцова с этой оценкой отчасти согласилась и сказала:

— Надо признать, что существующая система не гарантирует защиту каждого потребителя от своеволия монополистов, недобросовестности производителей товаров и услуг и бюрократизма чиновников. Но порой и сам потребитель становится заложником своей низкой правовой культуры. Учитывая это, наше региональное отделение считает главной своей задачей объединить усилия местных органов власти, предпринимателей и общественных организаций для устранения экономического неравенства сторон: производитель — продавец — потребитель.

— Тамара Павловна, каким образом эта задача решается?

— Прежде всего в процессе общения с потребителем по конкретному конфликту, который возник у него с продавцом после приобретения у него некачественной продукции. За год в региональное отделение поступает около 500 заявлений. Чаще всего люди жалуются на приобретение дорогостоящих электробытовых приборов со скрытыми дефектами, которые выявляются в течение гарантийного срока. Несмотря на то, что потребитель имеет право на бесплатное устранение дефекта, пропорциональное уменьшение цены на товар или его замену, продавец нередко отказывается удовлетворить эти законные требования. Действуя в рамках закона, мы стараемся разрешить конфликт в пользу покупателя. Ему разъясняем его права и порядок их реализации, а продавцу напоминаем о его обязанностях и последствиях, которые возможны при их невыполнении. В каждом втором случае удается разрешить конфликт полюбовно.

— Можете привести конкретный пример?

— К нам обратился покупатель Р. Мельник с жалобой на то, что в магазине "Кауф" ему был продан музыкальный центр, который, не отработав гарантийного срока, вышел из строя. Попытки сдать некачественный товар в магазин успеха не имели. Только после нашего вмешательства покупателю была возвращена стоимость музыкального центра — 1555 гривен. Гражданке И. Немировской региональное отделение Союза потребителей Украины помогло вернуть деньги за некачественную мебель, а покупательница Л. Матяшенко получила полную денежную компенсацию за пальто, которое неожиданно разошлось по швам.

— Как вы сами сказали, продавец не всегда соглашается с вашими доводами, основанными на требованиях закона. И что тогда? Недаром же говорится, что возмездие преследует каждого, но догоняет не всех.

— Тогда наша общественная организация направляет человека в управление по делам защиты прав потребителей, которое наделено контрольными функциями, или подает исковое заявление в суд. Кстати сказать, при удовлетворении иска суд обязывает производителя через средства массовой информации довести решение суда до потребителей. К сожалению, некоторые покупатели не требуют товарного чека, поэтому доказать сам факт покупки невозможно и судебное разбирательство обречено на неудачу. Порой наши простодушные покупатели поддаются на различные уловки продавцов и покупают вещи, им совершенно не нужные. Я уже не говорю о новейших технологиях продаж, воздействующих на подсознание человека. Прежде чем расстаться с деньгами, вспомните расхожее выражение: "Продавцу нужен язык, а покупателю — глаза".

Для выработки эффективной стратегии борьбы с нарушением потребительских прав мы проводим анкетирование жителей города по качеству обслуживания, участвуем в контрольных проверках органами власти торговых предприятий, в заседаниях "круглого стола", в проведении прямых телерадиоэфиров, ведем в торговых центрах прием граждан. В связи с большим количеством жалоб граждан на абонентский отдел предприятия ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" юристы общественной организации "Защита" подготовили изменения и дополнения в "Правила пользования электрической энергией для населения". Несовершенство этих "Правил…" позволяет поставщикам электроэнергии вольно и только в свою пользу толковать положения этого документа.

Учитывая недостаточную правовую грамотность не только населения, но и производителей товаров и услуг, мы издали брошюры с правилами розничной торговли, работы предприятий ресторанного хозяйства, бытового обслуживания населения. Мы будем благодарны севастопольцам, которые пришлют свои предложения в редакцию "Славы Севастополя+" или в региональное отделение Союза потребителей Украины на улице Балаклавской, 8. Только объединив усилия местных органов власти, общественности и работодателей, можно отстаивать потребительские права севастопольцев.

Другие статьи этого номера