«Нажми на кнопку — получишь результат…», или Особенности национального законотворчества

Со вступлением в силу с 1 января 2006 года новой редакции Конституции Украины политическая элита заговорила о несовершенстве Основного Закона. Новый парламент, сформированный на партийной основе, проработал более года. Результат: обострение политического кризиса и, как следствие, — назначение досрочных парламентских выборов. В преддверии празднования Дня Конституции мы встретились с народным депутатом Украины V созыва фракции БЮТ Юрием ТРИНДЮКОМ, который поделился с нами своей точкой зрения на тему совершенства Конституции, причины возникновения политической нестабильности и тонкости законотворческой деятельности.- Юрий Григорьевич, сегодня многие политики, говоря о причинах возникновения политического кризиса, ссылаются на несовершенство Конституции и законов Украины. На ваш взгляд, насколько справедлива такая оценка неоднозначности политических процессов, происходящих в стране?

— Конституция — Основной Закон государства, определяющий нормы и правила взаимоотношений в обществе. Когда эти нормы нарушаются, а нарушаются они по большей мере политической элитой, тогда и возникают кризисы. Несбалансированность взаимосвязей между ветвями власти — основа любого кризиса. Попытки колонизации власти со стороны отдельных политических и бизнескланов создают не просто кризис, а опасность государственного переворота, что мы с вами и наблюдали в течение последнего года.

Несовершенство отдельных положений Основного Закона — это вопросы технического характера, для разрешения которых и существует Верховная Рада. К великому сожалению, правящая коалиция, сформировавшаяся в стенах нового парламента, используя различные манипуляции с законами и теневые схемы, дискредитировала законодательный институт Украины. Сегодня этот парламент называют самым коррумпированным парламентом за всю историю независимости Украины. Скажите, можно ли говорить о совершенстве Основного Закона, когда конституционная реформа, изменяющая государственный строй, принимается не на всенародном референдуме, а простым нажатием кнопок "избранными"? Можно ли говорить о совершенстве законов, когда они принимаются путем подкупа голосов и шантажа, когда при наличии 150-180 депутатов от правящей коалиции в сессионном зале на табло загорается 240 проголосовавших, когда законопроекты принимаются не ввиду их целесообразности, а по указанию лидеров партийной троицы… И, заметьте, при этом они определили для себя исключительное право, регламентируемое статьей 80 Конституции Украины, не нести юридической ответственности за принятые решения. Отвечу вам 5-й статьей Конституции Украины: "Носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ… Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть". Исходя только из одной этой статьи можно сказать, что нынешний парламент, обслуживающий номенклатурные бизнесинтересы, не имеет никакого морального права называться народным. Именно поэтому все демократические силы поддержали решение Президента Украины о роспуске Верховной Рады. Именно поэтому оппозиция в составе 169 человек, за исключением перебежчиков, добровольно сложила с себя депутатские полномочия. И, несмотря на отчаянные попытки А. Мороза ухватиться за соломинку, а точнее, за кресло, уже нет сомнений, что досрочные выборы состоятся. Уверен, что народ даст самую справедливую оценку политикам на досрочных выборах 30 сентября 2007 года.

— Юрий Григорьевич, антикризисная коалиция не раз заявляла, что приглашает к сотрудничеству все политические силы. Какова ваша оценка возможности такого сотрудничества?

— Под предложением к сотрудничеству подразумевается безоговорочное согласие с единоличными выводами и решениями "антикризисников". То есть весь процесс сотрудничества в расширенной коалиции национального единства сводится к примитивной операции — нажатию нужной кнопки под присмотром десятков телекамер. Это очередное пускание пыли в глаза народу. Мы предпочитаем сложить свои депутатские мандаты, а не зарабатывать авторитет дешевым популизмом. Для того чтобы парламент продуктивно работал, нужна не мифическая расширенная коалиция, а способность оппонентов, даже с радикально противоположными позициями, вырабатывать компромиссные решения. Прекрасным примером достижения компромиссных решений является недавнее принятие Европарламентом малой Конституции Евросоюза.

— Юрий Григорьевич, сегодня практически все политические силы заговорили о возможном принятии новой Конституции. Скажите, может ли новая Конституция стать реальным руководством к разрешению кризиса власти и к консолидации общества? И какой, на ваш взгляд, она должна быть?

— Тяжелые последствия конституционной реформы конца 2004 года сделали очевидной необходимость принятия новой Конституции. Да, сегодняшняя Конституция несовершенна, и несовершенна она потому, что ее готовили политики — писали, как говорится, под себя, под своих политических лидеров. Принимали тоже сами, без участия народа, нарушая, тем самым 5-ю статью Основного Закона, которую я приводил выше.

Новая Конституция, безусловно, нужна, и разрабатывать ее должны высокопрофессиональные юристы и специалисты в области права, ученые с общегосударственным и мировым авторитетом. Конституция — это не политическое соглашение о разделе властных полномочий, а Закон, четко определяющий структуру государства и меру ответственности всех ветвей власти и персоналий перед украинским народом. Приниматься новая Конституция должна на всенародном референдуме, который оптимальнее всего совместить с датой выборов, т.е. 30 сентября.

Сегодня предлагаются различные модели государственного устройства и Конституции, но только народ имеет конституционное право определять будущее Украины. И поэтому люди должны сами ответить на референдуме, какая модель государства им по душе: президентско-парламентская республика с усилением президентской вертикали власти или же парламентско-президентская республика, дискредитировавшая себя парламентскими разборками в борьбе за власть и политическое превосходство.

Хочу добавить, что еще в январе 2007 года Блок Юлии Тимошенко начал формировать команду из профессиональных юристов и известных ученых в области права для написания новой Конституции Украины. Сегодня эта команда работает полным ходом, и я надеюсь, что предложенный нами вариант новой демократической Конституции будет соответствовать ожиданиям народа. Уверен, что именно новый Закон, разработанный профессионалами, наконец развяжет узел кризиса власти и консолидирует общество вокруг национальной идеи построения цветущей Украины. В любом случае, и с этим уже согласны практически все политические силы, кроме А. Мороза, новая демократическая Конституция должна приниматься при всенародном обсуждении и на референдуме.

— Как вы относитесь к инициативе Президента Украины о снятии депутатской неприкосновенности?

— Еще на этапе подготовки к выборам 2006 года каждый кандидат в народные депутаты Украины от Блока Юлии Тимошенко написал заявление об отказе от депутатской неприкосновенности. Одними из первых законопроектов, внесенных оппозицией для рассмотрения и принятия в новом парламенте, были законопроекты об отмене депутатского иммунитета, об императивном мандате и о снятии многочисленных парламентских льгот (ежегодное содержание парламентариев обходится бюджету страны в 750 млн грн — это почти 2 годовых бюджета Севастополя, или 3 тысячи новых квартир, или несколько больничных комплексов с современным оборудованием)… Однако правящая коалиция категорически отказалась лишать себя преимуществ вседозволенности, выражая при этом "сочувствие" народу в связи с повышением коммунальных тарифов и разглагольствуя на тему отсутствия в бюджете средств на реализацию социальных программ поддержки молодежи, пенсионеров, военнослужащих, бюджетников и др. Более того, на протяжении года они активно использовали неприкосновенность для решения личных вопросов вразрез с интересами государства и общества. К примеру, использование теневых схем продажи земли и приватизации государственного имущества под руководством или с молчаливого согласия правящей коалиции приобретает масштабы национальной катастрофы. Это миллиарды долларов, которые проходят мимо госбюджета и оседают в карманах чиновников различного ранга, в том числе и "неприкасаемых".

За подкуп должностных лиц, равно как и за получение взятки, наступает уголовная ответственность. Увы, депутатская неприкосновенность, судейский иммунитет освобождают от такой ответственности.

Как известно, рыба гниет с головы. И до тех пор, пока будет существовать каста "неприкасаемых", в государстве будут процветать "крышевание", взяточничество, коррупция, а также реальные условия для узурпации власти. Хочу отметить, что наша политическая сила всегда твердо стояла на позициях отмены депутатской неприкосновенности и льгот, принципах социальной ориентированности государства. Мы поддерживаем сегодняшнюю инициативу Президента и первые шаги на пути к ее реализации наших союзников по демократической коалиции. Уверен, что уже в новом парламенте демократические силы поставят окончательную точку в вопросе равенства всех перед Конституцией и законами Украины.

Другие статьи этого номера