Анатолий СИНЧУК: «Для детей школа должна быть оазисом доброты… Жаль, что у нас так мало педагогов-мужчин»

…Скажите, кто был вашим первым учителем? Уверена, что в ответ на этот вопрос подавляющее большинство опрашиваемых назовут женские имена. Потому что похвастать тем фактом, что на первый в жизни урок в школу их отвел педагог-мужчина, могут единицы. Считается, что учитель начальных классов — чисто женская профессия. Но бывают и исключения.- Когда 1 сентября вместо учительницы-женщины дети видят меня, поначалу они ведут себя настороженно, — говорит учитель начальных классов гимназии N 8 Анатолий Степанович Синчук. — Причина этого — феминизация образования. Ребята привыкли, что с детского садика их сопровождают педагоги-женщины, и они просто не знают, чего можно ожидать от педагога-мужчины. А потом эта настороженность исчезает. Дети начинают доверять, делиться с педагогом своими секретами. Поэтому и атмосфера в нашем классе дружеская.

— Вы руководите классом с украинским языком обучения. Сейчас ваши первоклашки, привыкшие говорить по-русски, уже переведены во второй класс. Трудно было находить с ребятами общий язык?

— Нет, не трудно. Это раньше в классах с украинским языком обучения было по 8-10 человек. Теперь в моем классе 26 ребят. Отношение к украинскому языку меняется. Родители начинают задумываться о будущем своих детей. Школьные годы пролетают быстро. После выпускного многие из ребят планируют продолжить обучение в украинских вузах, в которые трудно поступить без должного знания государственного языка. В данном случае пребывание в классах с украинским языком обучения приносит определенную пользу.

— Анатолий Степанович, профессия педагога нетипична для мужчин. Почему вы решили стать учителем?

— У нас в роду все мужчины — учителя. И как я ни старался нарушить традицию, у меня ничего не получилось. Мой дед имел педагогическое образование, отец был очень сильным физиком, преподавал в школе. Я окончил Винницкое педучилище, затем — пединститут и вот уже два десятка лет работаю с маленькими детьми.

— Никогда не приходилось жалеть, что избрали эту профессию?

— Никогда. Потому что в моей профессии больше плюсов, чем минусов. Общение с детьми дает человеку очень многое. Детский мир увлекателен, и когда в него входишь, начинаешь смотреть на жизнь по-другому. Когда дети зовут на школьной переменке взрослого играть (а приглашают в свои игры они не каждого) — это добрый знак для учителя. Можно строить процесс обучения на доверии, через игру. Еще один приятный момент, это когда к тебе в класс родители приводят сначала старшего, потом среднего, а потом и младшего ребенка (значит, доверяют). А еще об отношении к педагогу можно судить по тому факту, что на выпускном вечере повзрослевшие ребята обязательно хотят видеть своего первого учителя… Ради таких моментов стоит работать.

— А как насчет профессиональных минусов? Говорят, что мужчины уходят из школы, потому что на маленькую зарплату невозможно содержать семью.

— Чтобы получать большую зарплату, надо долго работать в школе. Учитель со стажем повышает свою квалификацию, получает доплату за выслугу лет… Конечно, сразу после вуза высокой зарплаты быть не может, хотя, безусловно, материальный стимул мог бы привлечь молодых специалистов в школу.

— Имея двадцатилетний педагогический стаж, вы можете сравнивать, какие дети были тогда и какие сейчас…

— Я скажу такую интересную, быть может, парадоксальную вещь: современные дети уже не те, но все те же. Не те, потому что на них влияет развитие общества (компьютеризация, Интернет и т. д. — ребята более независимы и оперируют терминами, которые не всегда известны даже учителям). Но в то же время они остались теми же детьми — незащищенными, со своими проблемами, нуждающимися в поддержке взрослых.

— Хочу спросить у вас совета для родителей, которые готовят детей к школе. На что им следует обратить внимание прежде всего?

— Прежде всего ребенок должен быть психологически готов к тому, чтобы учиться в школе. Необходимо нацеливать малыша на сотрудничество с учителем — не на послушание, а именно на сотрудничество! Полезно перед школой посещать подготовительные курсы, чтобы ребенок заранее познакомился с учителем, с ребятами, вместе с которыми он будет учиться, то есть немного адаптировался к школьной жизни. Коллектив многое значит в жизни ребенка. Дети, которые посещали детский сад, сильно отличаются от "домашних". Ну и, конечно, необходимо прививать основные правила гигиены. Ребенок должен быть опрятным, подстриженным, уметь за собой ухаживать.

Существует еще одна большая проблема — это неполные семьи. Наблюдается тенденция к возрастанию числа матерей-одиночек. А ведь дети страдают без отца. Поэтому при проведении мероприятий, посвященных Дню защитников Отечества, когда надо рассказывать о папе, приходится быть очень осторожным. С одной стороны, всех ребят надо задействовать, но в то же время сделать так, чтобы растущий в неполной семье ребенок не комплексовал, не замыкался в себе. Конечно, дети скучают по папам и тянутся к учителю-мужчине. Иногда достаточно руку на плечо ребенку положить, посмотреть в глаза, погладить — и он оттаивает. Это очень большая трагедия для нынешнего поколения. Поэтому я считаю, что родители школьников должны стараться сохранять семью ради своих детей, чтобы их малыши не страдали и ощущали себя полноценными в жизни.

— Порой родители считают, что достаточно привести ребенка в школу, а учителя там его всему научат.

— Это ошибочное мнение. Односторонняя работа ничего не даст. Только общими усилиями можно воспитать ребенка, дать ему достойное образование. Когда я спрашиваю у детей, сколько с ними общаются родители, выясняется, что в среднем по полчаса в день… Это страшно! Я понимаю, что родители работают, им тяжело найти время на общение. Но, придя вечером домой, все равно необходимо узнать, сделал ли ребенок уроки, все ли ему понятно, как вообще у него прошел день, что интересного было в школе. Быть может, необходимо подойти к учителю, чтобы обсудить какие-то проблемы. Только тесное сотрудничество со школой с первого по одиннадцатый класс, когда сам ребенок будет ощущать, что он находится под контролем и педагогов, и родителей, позволит ему достичь успеха в жизни.

— Бывает, родители жалуются на то, что учителя кричат, оскорбляют учеников, порой могут даже ударить указкой…

— Я считаю, что если учитель даже не ударил, а просто взял в руки указку с недобрыми намерениями, то он не имеет морального права работать учителем… Педагог может показать интонацией, что чем-то недоволен, но оскорбить ребенка, унизить при всех — это не-допустимо. По крайней мере у нас это не практикуется. Более того, в нашем классе не принято высмеивать физические или иного рода недостатки… Это только кажется, что легко выйти к доске и написать пример. На самом деле для ребенка это целая проблема. Ребятам нужна поддержка, причем всего класса. Для детей школа должна быть оазисом доброты. Мы должны вкладывать душу в них, и тогда все будет нормально…

— Вы работаете в школе достаточно давно. Часто ли вам приходилось встречать педагогов-мужчин?

— Один раз мне довелось пообщаться с учителем младших классов в Виннице, и еще одна встреча состоялась в Севастополе… Очень жаль, что у нас так мало педагогов-мужчин.

Другие статьи этого номера