Инвестиционно-земельные компромиссы

Полтора года бьется Севастопольский городской совет V созыва над местным законодательством в области землепользования и никак не может успокоиться. Выходит, есть еще что делить в городе-герое, поскольку с каждой новой сессией из глубин депутатских рабочих комиссий всплывает на поверхность очередной документ, регламентирующий выделение земли. Не стала исключением и 7-я сессия горсовета, в повестку пленарных заседаний которой в минувший вторник вошло еще четыре проекта соответствующих решений. Местными законами стали два.

Громким, как по сути, так и по фактам, просочившимся в прессу еще на стадии подготовки, стало решение "Об утверждении порядка осуществления инвестиционной деятельности с использованием севастопольских городских ресурсов". Над этим документом депутатский корпус в прямом смысле слова бился не менее полугода. Положение об инвестиционных проектах дважды "слетало" с сессий по причине недоработок и разногласий между самими депутатами. И на эту сессию вышли два различных проекта решений, устанавливающих правила инвестиционной деятельности в Севастополе. Исключительность ситуации заключалась в том, что основной проект и альтернативный были выдвинуты хоть и председателями разных постоянных комиссий, но представителями одной политической силы — "регионального" большинства. Суть разногласий заключалась в способах привлечения инвесторов. По версии разработчиков "первого" порядка — комиссии по вопросам городских ресурсов, инвестиционного развития города и регуляторной политики — инвестиционные проекты должны были реализовываться согласно трем вариантам. На инвестиционных аукционах. Инвестиционных конкурсах. И путем целевой реализации.

Активными противниками трехвариантной идеи стали депутаты из постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений. Ряд депутатов-земельщиков еще несколько месяцев назад заявляли, что в городе закладывается прямой путь для коррупции, поскольку норма целевой реализации предполагает выделение инвесторам огромных участков земли по субъективным признакам. Например, так: инвестор предлагает построить в Балаклаве очистные сооружения и за это получает 50 гектаров рекреационной земли, стоимость которых, если они будут проданы с аукциона, может превысить затраченные средства в несколько раз. Кроме того, утверждали депутаты, "целевая реализация инвестиционного проекта" (читай — земли) прописывается уже под определенные структуры, положившие глаз на земли Байдарской долины. Исходя из этого постоянная комиссия горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений внесла на сессию "второй" порядок — альтернативный проект, предполагающий единую норму абсолютно для всех. По этой версии инвестиционные проекты должны предлагаться потенциальным инвесторам исключительно на конкурентных началах в форме аукционов.

Однако интриги во время голосования по выбору депутатским корпусом одного из представленных проектов не случилось. За сутки, предшествующие началу сессии, на последнем заседании инвестиционного совета депутаты смогли прийти к компромиссу. Представляющий свой проект председатель инвестиционной комиссии депутат Владимир Арабаджи заявил с трибуны сессии о том, что из его варианта исключен механизм целевой реализации "как вызвавший много критики". Хотя, считает Владимир Арабаджи, "жизнь нас поправит, начнем работать — и станет ясно, что мы должны вернуться к целевой реализации". После выступления своего коллеги председатель земельной комиссии депутат Дмитрий Белик снял с повестки дня альтернативный проект решения. "Продажа инвестиционных предложений с аукционов, на наш взгляд, — это наиболее честная политика. Но так как в результате консультаций в основном проекте решения остались только конкурентные начала, мы пришли к выводу, что можем снять с повестки дня свой вариант "Порядка", — сказал депутат.

Проголосовав за вопрос "Об утверждении "Порядка осуществления инвестиционной деятельности с использованием севастопольских городских ресурсов", депутаты, по мнению Владимира Арабаджи, качественно поменяли отношение к городским ресурсам, исключив бессис-темную застройку города. "Продавать право реализации инвестиционного проекта гораздо выгоднее, чем просто землю. Как выгоднее продавать готовый продукт вместо полуфабриката", — заявил он.

Исключение из "Порядка" целевой реализации стало не единственным компромиссом седьмой сессии. Утвержденная на президиуме повестка дня носила характер двойных стандартов. Продукт американских политтехнологий ложился на севастопольскую почву путем внесенного вопроса "О реализации права аренды на земельные участки преимущественно на конкурентных началах в форме аукционов". Означал вопрос то, что предприниматели средней руки, в большинстве своем севастопольцы, больше не получили бы ни пяди земли в обход торгов. (Это в отличие от крупного бизнеса с большими запросами, который рассчитывал на целевую реализацию инвестиционных проектов). Кроме того, как заявлял ранее Дмитрий Белик, "предложенные документом условия определения стартовой цены участков приведут к тому, что стоимость земли будет не-обоснованно завышена, что отпугнет покупателей, и, как следствие — дискредитируется сама идея проведения земельных аукционов". Однако депутаты даже не стали слушать этот вопрос. По предложению председателя горсовета Валерия Саратова в начале работы сессии он был исключен из повестки дня.

А вот несколько странное решение "Об утверждении условий Меморандума по газификации населенных пунктов Байдарской и Варнаутской долин" депутаты приняли. Речь в документе идет о землях Орлиновского сельского совета, который делегирует администрации проведение переговоров о газификации населенных пунктов одной из частных газотранспортных структур в обмен на земельные участки. Как прозвучало на сессии, ЧП вложит в газификацию около 50 миллионов гривен и получит в аренду почти пять десятков гектаров земли. Оппозиционные к региональному большинству депутаты охарактеризовали данное предложение как "скрытую целевую реализацию земель", "противозаконный бартер и натуральный обмен". Депутат Елена Василенко назвала меморандум "образчиком коррупционных схем, заложниками которых станут депутаты". Но Валерий Саратов призвал коллег не политизировать вопрос, поскольку сельсовет обладает такими же правами, как и горсовет, и всего лишь попросил поддержки. Вычеркнув из меморандума слишком явно проступающие бартерные схемы, депутаты проголосовали за него, по их собственному выражению, как за "направление работы". Так что на "земле" города вновь поставлена не точка, а многоточие.

Ирина КАРАТАЕВА.

Кстати

Среди решений коммунального порядка, принятых на этой сессии, оказались "Об утверждении "Правил благоустройства территории города Севастополя" и "О даче согласия КП "Севтеплоэнерго" СГС и ГКП "Севгорводоканал" на передачу в ипотеку основных фондов ГКП "Севгорводоканал" для оформления кредитной линии". Горсовет разрешил исполнительной власти взять кредит в одном из банков города под залог головного здания водоканала в целях подготовки к зиме и погашения долгов водоканала перед энергетиками. Председатель СГГА Сергей Куницын заявил, что лично "отвечает за недопущение потери здания из коммунальной собственности города".

Другие статьи этого номера