А.ЩИПЦОВ: «Украина — держава морская, и у нее есть силы и средства контролировать безопасность судоходства!»

Это наглядно продемонстрировала многодневная работа на ЮБК внушительной по составу комиссии во главе с начальником Госфлотинспекции Украины А.А. ЩИПЦОВЫМ. Проверяли, как соблюдают украинское законодательство, требования международного морского права и местные правила мореходства владельцы и команды маломерных судов, нет ли угнанных ранее, в т.ч. за рубежом, элитных плавсредств. В состав комиссии вошли руководители и представители морских портов полуострова, транспортной прокуратуры, портнадзора, пограничной службы, органов МВД, яхт-клубов и баз-стоянок судов. Начав работать в Керчи, проверяющие маломерный флот Крыма завершали работу и подводили итоги в Севастополе при эксклюзивном участии корреспондентов «Славы Севастополя+».

Настоятельная необходимость, вызванная во многом рядом аварий, заставила руководство морской отрасли страны и ее структурных подразделений активизировать поиск путей повышения безопасности мореплавания, в т.ч. маломерных судов. А масштабы проблемы достаточно велики: в стране 20 морских торговых портов, 12 — речных. В целом по Украине выдано 680 лицензий судоходным компаниям. Причем больше всего — субъектам хозяйственной деятельности АРК — 186. 150 из них приходится на Севастополь. Для сравнения: в Донецкой области — 22, в Луганской — всего три. Поэтому Госфлотинспекция Украины уделяет гражданскому флоту Крыма особое — повышенное — внимание. Ведь и при эксплуатации маломерных судов проблем не меньше, а порой и больше. Порядка 100 000 таких небольших плавсредств зарегистрировано в стране, каждый год эта армада пополняется еще 10 тыс. Свыше 12 000 "прописаны" в Крыму, где уже есть почти 200 баз-стоянок. В Севастополе их — 19, где базируется порядка 2400 маломерных судов: моторных и парусных яхт, катеров, баркасов, яликов, лодок и т.п.

Что и говорить, морское хозяйство Украины велико. И надзор за порядком в нем должен быть соответствующим. Целью прошедшей комиссии и было продемонстрировать всем судоводителям, что у страны достаточно средств и сил для этого. Аварии, произошедшие в последнее время ("Одиск", земснаряд "Черноморец", столкновение двух судов на Дунае и другие), заставили по-новому, более пристально взглянуть на обеспечение безопасности судоходства и активизировать работу. Можно сказать, по примеру ГАИ — показать свои возможности и предупредить всех участников "морского движения": время беспредела на воде закончилось, сегодня полезнее и выгоднее все нормы и правила соблюдать.

Завершающий этап работы комиссии начался утром в Балаклаве — Мекке "маломерок". Готовил его новый капитан Севастопольского морского торгового порта Александр Стрижак с командой. Члены комиссии начали работу на базе уже широко известного яхт-клуба "Золотой символ" с краткого семинара-инструктажа. Открывая его, начальник Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства Александр Щипцов отметил:

— Сегодня мы хотим продемонстрировать всем, что Украина — мощная морская держава. И она, безусловно, должна соблюдать правила и требования международного морского права, а также системно повышать уровень безопасности судоходства.

Поэтому Госфлотинспекция Украины инициировала проведение ежеквартальных семинаров-совещаний специалистов с целью оперативного обсуждения ключевых проблем судоходства и выработки необходимых решений. Первое рабочее совещание-семинар на тему "Аварийность: проблемы и пути их решения", названное его участниками почином, состоялось в мае этого года. В нем приняли участие представители 20 судоходных компаний, 16 морских торговых и 4 речных портов, а также руководители и специалисты Минтранссвязи Украины, Укрморречфлота, Госфлотинспекции Украины, предприятий морского транспорта. По сути, мы предложили вернуться к детальным "разборам полетов", широко практиковавшимся ранее после каждого ЧП на воде.

Поэтому мы предложили и уже получили одобрение Укрморречфлота и Минтранссвязи на создание при нашем "большом совете" нескольких секций, в т.ч. совета капитанов портов, руководителей судоходных компаний и совета директоров яхт-клубов и баз для стоянки маломерных судов. Надеемся, в ходе нашего общения мореходы узнают много нового и полезного от нас, а мы лучше поймем их проблемы и скоординируем наши усилия.

Отметим сразу: эти инициативы "сверху" встретили понимание среди местных "морских гаишников". Одобрила их и другая сторона в лице директора "Золотого символа" Сергея Васильева. Единогласно поддержали участники комиссии и мысль о необходимости более широкого привлечения к контролю безопасности судоходства нештатных инспекторов, назначаемых приказами Госфлотинспекции.

Перейдя непосредственно к целям и задачам завершающего рейда, А. Щипцов подчеркнул:

— Все должны помнить, что базы-стоянки маломерных судов — юридические лица, какие бы пышные названия типа "интернешнл" или "гранд-марина" они ни носили. Со всеми вытекающими из звания юрлица обязанностями. В конце концов, кто выпускает в море, тот и несет в первую очередь ответственность за судно и людей на его борту!

Начальник Крымской региональной инспекции судоходства Василий Любич отметил характерную особенность маломерного флота Севастополя: почти треть его занимается коммерческими перевозками людей, и в этом — главная проблема. Там, где на первом месте стоят деньги, капитаны маломерных судов идут порой на очень серьезные нарушения, не обращая внимания на безопасность пассажиров и самого мореплавания. Постоянно идут перегрузы судов (и аварии в той же Балаклавской бухте, похоже, научили не всех!), швартовка в неположенных,

не оборудованных для этого местах, отсутствие положенного на борту оборудования и т.д. В погоне за сезонной прибылью действия морских перевозчиков (часто и гидов по совместительству) очень напоминают риск, на который идут их сухопутные коллеги — маршруточники. Безопасность как категория не терпит отсебятины, волюнтаризма. Практике "что хочу, то ворочу" не должно быть места.

Проверка в Крыму выявила недостатки в работе и нарушения на всех проинспектированных базах для стоянки маломерных судов и в яхт-клубах. В Балаклаве картина гораздо приличнее: здесь три зарегистрированные базы-стоянки. Еще одна — яхт-клуб "Мрiя" — претендует на это звание, но на момент инспекции не была зарегистрирована. По итогам выходит, что из всех портов Крыма Балаклава — среди лучших. Но нужно думать и о будущем: с каждым годом у нас увеличиваются количество судов, их класс, длина. Вот и получивший недавно разрешение на полную бункеровку своих клиентов "Золотой символ" — пример для всех местных (и не только!) марин — озабочен: ожидает 35-метровую яхту. До этого рекорд был у 31-метровой…

Анализируя причины аварийности, нельзя не затронуть вопрос, касающийся лицензирования. Да, в основном ЧП случаются с незарегистрированными судами или с теми, которыми "рулят" неспециалисты в морском деле и новички. Но морские коммерсанты, даже с профессиональными капитанами и командами, имеющие лицензии на предпринимательскую деятельность, не утруждают себя соблюдением всех лицензионных условий. К сожалению, пока ни один из субъектов предпринимательской деятельности не лишен лицензии. Во многом потому, что механизм аннулирования лицензий достаточно сложный. Тем не менее, начиная с 1 июня этого года, к компаниям, допускающим нарушения, будут применять строгие меры, вплоть до лишения их лицензий.

Сергей КОШКИН.

__________________

МАСШТАБЫ "МОКРОЙ" ПРОБЛЕМЫ

Как сообщило МЧС, в Киеве в прошлые выходные частный теплоход "Гранд" во время вечерней прогулки акваторией Днепра, выше устья реки Десна, неподалеку от острова Большой, сел на мель. На судне находились около 200 пассажиров и 10 членов экипажа. В 04.50 теплоходом "Эверест" отдыхающие были эвакуированы и доставлены в речпорт. Жертв и пострадавших нет.

* * *

10 июля в Азовском море была найдена перевернутая яхта "Пилигрим", пропавшая 8 июля. Судно обнаружили катера Керченского отряда морской охраны Госпогранслужбы. "Пилигрим" находился в десяти милях к северо-востоку от мыса Казантип.

* * *

В Черноморском районе Крыма моторный катер серьезно ранил отдыхающего. Как сообщают крымские спасатели, несчастный случай произошел в районе пляжа с. Оленевка. Гость АРК из Северо-донецка Луганской области пошел купаться в темное время суток. Во время заплыва около половины одиннадцатого вечера в акватории пляжа на пловца наехал моторный катер. 58-летний курортник госпитализирован в Черноморскую ЦРБ в тяжелом состоянии. По словам очевидцев, катер скрылся с места происшествия.

Другие статьи этого номера