Послевкусие кинофорума

ВЕРНОСТЬ СЕВАСТОПОЛЮ

Было отрадно, что севастопольская тема главенствовала на кинофестивале. Значит, и впрямь Севастополь — город кинематографический, город, где зарождалось отечественное кино в лице Ханжонкова и где на протяжении почти столетия любили снимать свои ленты знаменитые кинорежиссеры. И совсем не случайно одна из особых наград фестиваля так и называлась — "За любовь и преданность Севастополю". Этот приз был присужден Льву Прыгунову как участнику севастопольских съемок (1962 г.) фильма "Увольнение на берег". Ретропоказ этой картины на фестивале был с восторгом встречен зрителями, а появление на экране Владимира Высоцкого и Льва Прыгунова сопровождалось аплодисментами.

О своих съемках в Севастополе неоднократно вспоминал Николай Засеев-Руденко, который ныне представил премьеру фильма "Запорожец за Дунаем". Оказывается, два десятилетия назад кинорежиссер снимал здесь фильм "Слушать в отсеках!"

Или еще, во многих кадрах фестивальных картин зрители то и дело узнавали: это снимали в Севастополе, это — в Инкермане, а это — в Херсонесе или на Феоленте.

И еще одно, пусть не прямое, но довольно-таки приятное косвенное касательство киношной истории Севастополя. Один из призеров нынешнего фестиваля, киргизский режиссер Нурбек Эген (он представлял Россию), показал фильм "Сундук предков". Эта лента — красивая история о любви киргизского юноши и француженки на фоне озера Иссык-Куль и Парижа. И вот выяснилось, что когда несколько лет назад Нурбек снимал свой первый фильм — сериал "Тайный знак", — он пригласил на съемки севастопольского мальчика, ученика 38-й школы Юру Мосейчука.

Что уж говорить о народной артистке Аде Николаевне Роговцевой, которая неоднократно приезжала в Севастополь на гастроли с родным ее театром им. Леси Украинки! Или о Раисе Степановне Недашковской…

А вот что рассказала в нашей беседе любимая зрителями и телезрителями актриса Екатерина Гусева, которая исполнила главную роль в конкурсном фильме "Платки":

— Я очень люблю этот город. У Севастополя легендарная судьба. Мне приятно сюда возвращаться по любому поводу. Это святая земля. Если есть три свободных дня — беру билеты и прилетаю сюда с семьей. Счастлива, что мне довелось недавно сниматься здесь в многосерийном фильме "Танкер "Танго". Осенью он будет демонстрироваться по Первому российскому каналу. Режиссер В.Б. Худойназаров сделал из этого шестисерийного полотна художественный фильм; думаю, что его можно будет посмотреть на различных фестивалях. Сейчас я прилетела на Севастопольский фестиваль буквально на один день, чтобы представить картину "Платки". Ею фактически завершался фестиваль. Это было настолько почетно! И для фильма, и для меня вдвойне. Потому что такую миссию обычно осуществляет режиссер, но Юрий Владимирович Павлов занят съемками в Москве, он не смог прилететь, мне доверили, и я с большим удовольствием общалась со зрителями. Зал был полон. Это настолько отрадно и приятно, потому что люди не на море отправились, а нашли возможность прийти и посмотреть наш фильм. Зрители здесь благодарные.

ПОДАРКИ ФЕСТИВАЛЯ

Что же касается программы кинофестиваля, то, по мнению Екатерины Гусевой, она очень интересная и насыщенная:

— В афише очень много фильмов, но дело даже не в количестве, а в их качестве. Отборщики картин старались привлечь самые интересные последние премьеры. Все это уместить в четыре фестивальных дня — дорогого стоит. Я не очень люблю ходить в кино, ведь там демонстрируют в основном боевики американские, а здесь привезли картины настоящие. Я не знаю, какова будет их экранная судьба, судьба прокатная, но зрителям предоставлена редчайшая возможность увидеть эти ленты в Севастополе. Например, картина "Ничего личного" Ларисы Садиловой, в которой главную роль сыграл Валерий Баринов. Истинное произведение киноискусства, оно было представлено на Московском кинофестивале. Это не коммерческое кино, это авторский фильм. Он не пойдет так, как, например, "Ночной дозор". Но то, что севастопольцы имели возможность посмотреть его, приятно.

В афише III Севастопольского международного кинофестиваля было представлено восемь конкурсных и пять дебютных картин. Одна лучше другой! Профессиональное жюри, которое возглавлял известный режиссер, драматург, сценарист Александр Миндадзе, присудило Гран При фестиваля фильму "Путина" Валерия Огородникова. Талантливый режиссер предстал перед зрителями в новом, неожиданном качестве: он остановился на современной теме и наполнил ее эпическими и притчевыми мотивами. К сожалению, "Путина" — последняя, незавершенная, работа Валерия Огородникова, который возглавлял студию "Дар-фильм". Судьба фильма драматична. После смерти режиссера картина могла просто уйти в небытие. Однако кинокомпания "Президент-фильм", продюсер Владилен Арсеньев в самый трудный момент завершили ленту и сделали все, чтобы ее смогли увидеть зрители.

Особый приз жюри присудило фильму "Многоточие" режиссера Андрея Эшпая — за актерский ансамбль. Назову лишь исполнительницу главной роли — Евгению Симонову. Пожалуй, такого глубокого трагического образа в ее исполнении на экране мы прежде не видели. А сама лента, выстроенная на основе двух повестей Виктора Некрасова, возвращает зрителей к драматическим событиям недавнего прошлого. И еще одна трагедия — на этот раз уже нашего времени — нашла свое отражение в картине "Внук Гагарина" (режиссеры Андрей Панин, Тамара Владимирцева). Авторы показывают судьбу чернокожего мальчика, рожденного в Москве белой матерью. Добро и ненависть, жестокость и милосердие, отчаяние и надежда — все имеет под собой реальную основу, все сплетается в клубок сложнейших, противоречивых отношений.

Призом "Народное признание", который присуждало народное жюри (председатель Татьяна Шкарина), был отмечен фильм "Я остаюсь" режиссера Карена Оганесяна. Главную в этом фильме и последнюю роль в своей жизни сыграл выдающийся актер Андрей Краско. Он даже не успел озвучить роль, и это за него сделал другой исполнитель. Оба состава жюри — и профессиональное, и народное — оказались солидарными, поскольку Андрей Краско был награжден в номинации "Лучшая мужская роль" (посмертно). А в номинации "Лучшая женская роль" победила замечательная украинская актриса Марина Полицеймако. Ее дуэт с Ниной Руслановой в фильме Евы Нейман "У реки" буквально потряс зрителей.

Знаменательно, что режиссер Саша Кириенко в украинском фильме "Инди" собрал уникальный актерский ансамбль из России: Алена Бабенко, Александр Домогаров, Александр Балуев, Полина Кутепова. И снята эта современная семейная мелодрама, как и положено жанру, с надрывом, красиво, возможно, даже чересчур красиво. Алену Бабенко, способную, как никто другой, передавать сердечную драму современной женщины, мы увидели еще в одном тонком, душевном фестивальном фильме — "Чертово колесо" режиссера Веры Глаголевой.

ВНЕ КОНКУРСА

Специальным событием кинофестиваля стала демонстрация фильма Александра Сокурова "Александра", главную роль в котором сыграла Галина Вишневская.

"Для меня эта история не про актуальное, а про вечное, — говорил в одном из интервью Александр Сокуров. — Не про нынешнюю Россию, ее политику на Кавказе, ее армию, а про вечную российскую жизнь… Я не люблю военный игровой кинематограф. Стоило мне один раз побывать и посмотреть на войну, и сразу все эффектные атаки, красочные взрывы, в рапиде падающие тела навсегда оказались для меня связаны с понятиями "пошлость", "фальшь". В войне нет никакой поэзии, никакой красоты, и снимать ее поэтично нельзя: это невыразимый ужас, невыразимое унижение… В Галине Вишневской я нашел то, чего не находил в других: красивый человек, абсолютно органичный и с уникальным голосом. Я позвонил ей в Париж и рассказал историю, которая возникла во мне. Помню ее молчание и первые слова: "Конечно, обязательно мы будем работать".

А вот что говорит сама легенда русской оперной сцены Галина Вишневская: "Я не могла отказаться от этой роли. В картине нет истории героев. Подразумевается, что это пожилая женщина, возможно, учитель в прошлом, жена военного и внук тоже военный. Просто русская женщина. И ее глазами — вся ситуация. Самым трудным было слезть с брони. Причем не только в прямом смысле. Слезть с брони в мирную жизнь — именно это и есть самое трудное сегодня для всех в Чечне".

Заметным событием кинофорума стала презентация уже нашумевшего фильма "Простые вещи" (режиссер Алексей Попогребский), который в нынешнем году получил главный приз открытого российского фестиваля "Кинотавр". Картину представлял оператор-постановщик Павел Костомаров. А картину Сергея Говорухина "Никто, кроме нас", которая выйдет в прокат осенью 2007 года, представили художественный руководитель проекта Андрей Осипов и исполнитель главной роли Сергей Шнырев.

Гость фестиваля продюсер Стефан Ройтер (Германия) привез германо-эстонский детский фильм "Руди" и короткометражную картину "Микки и Мария". Стефан провел "круглый стол" по вопросам международной ко-продукции в современном мире. Режиссер и продюсер Себастьян Кайзер (Германия) стал организатором семинара "Европейское кино за 99 евро".

ДУХ ХЕРСОНЕСА. МУДРОСТЬ ХЕРСОНЕСА

Говорят зрители и участники. Контр-адмирал М.П. Бочкарев, председатель совета ветеранов — участников битвы под Москвой:

— Севастопольских ветеранов пригласили на специальный просмотр фильма "Разгром немецких войск под Москвой". Оказывается, эта картина стала первой советской лентой, которая была удостоена такого престижного приза, как "Оскар". Этот фильм всех нас поразил. На экране проходили достоверные факты битвы под Москвой, реально показаны усилия всех советских людей по защите нашей столицы. В те дни решался вопрос: быть или не быть Москве? Быть или не быть Советскому Союзу? Тогда нас, молодых лейтенантов, которые еще не окончили училища, в срочном порядке перебрасывали на защиту Москвы. Я командовал противотанковой батареей. И вот что важно: в фильме основной акцент был сделан не на показе руководства обороны во главе с Г.К. Жуковым, а на отображении подвига простых людей, воинов, гражданского населения. И мы победили! Картина произвела на нас неизгладимое впечатление. Но, думается, ее надо показывать широко, доступно, чтобы с подвигом своих отцов и дедов знакомилась молодежь.

Народная артистка Украины Раиса Недашковская:

— На финальном торжестве в Античном театре в Херсонесе присутствовал и замечательно выступал митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь. Это прекрасно. И то, что матушка-игуменья Елизавета, настоятельница Спасо-Елизаровского монастыря под Псковом, приехала, — это прекрасно. И то, что специальной премией был отмечен режиссер православных фильмов протоиерей Игорь Собко, — это прекрасно. И все это, и то, что возглавляет фестиваль генеральный директор фонда "Андреевский флаг" Александр Владимирович Мельник, — это прекрасно. Все это свидетельствует о том, что этот фестиваль духовный, высоконравственный. Он есть. Он будет. Он понесет вперед дух и мудрость Херсонеса.

Заслуженная артистка Украины Юлия Нестранская:

— Воспринимаю фестиваль как вечную севастопольскую функцию: объединять, связывать, дружить, рождать что-то новое и творческое, и вот именно это фестиваль в очередной раз продемонстрировал. Я даже не знаю, от чего это зависит: от характера людей, которые его организовали — таким необыкновенно объединяющим и творческим, то ли от характера этой уникальной земли, где столько перекрестий, в том числе и культурных. Хочется, чтобы этот узел, который сейчас завязался, положил начало чему-то такому громадному, грандиозному, ценному. Ведь это только начало, теплое, красивое, и оно действительно заставляет поверить в длительную и яркую перспективу.

_________________

Мы уже писали о том, что на фестивале было представлено около ста фильмов. Большую, кропотливую работу проделала программный директор фильмов Лиза Антонова. Она отобрала лучшее, что только могло быть в современном кинематографе: игровом, дебютном, документальном, православном, анимационном, телевизионном, в кинематографе России, Украины, стран Европы. А возможность увидеть все эти картины бесплатно предоставили севастопольцам фонд "Андреевский флаг" и генеральный директор генеральной дирекции фестиваля Александр Владимирович Мельник. Украсили торжественные церемонии открытия и закрытия арт-директор фестиваля Роман Мархолиа и вместе с ним исполнительный директор Ирина Константинова.

Другие статьи этого номера