Бег с барьерами

После каждого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги обыватель, пересчитывая деньги в кошельке, прикидывает, как перераспределить личный бюджет, чтобы его хватило на все, и живет надеждой на то, что очередного скачка цен не будет. Но когда постоянно слышишь о продолжающемся подорожании дефицитных в Украине энергоносителей, надежда начинает гаснуть. Едва обыватель свыкнется с новой ситуацией, как узнает о грядущем изменении тарифов, которое почему-то называется оптимизацией.О сущности понятия "оптимизация" можно судить по пресс-конференции, которую провел начальник управления экономики городской госадминистрации Элимдар Ахтемов. Необходимость повышения в середине июля стоимости проезда в троллейбусе он связал с тем, что с 29 июня прекратилось действие закона о городском электротранспорте, которым на три года была введена льготная ставка на оплату потребляемой троллейбусниками электроэнергии. Они оплачивали ее по тарифу, утвержденному для населения, который вдвое ниже, чем тариф для предприятий и организаций всех форм собственности. Таким образом государство поддерживало городской электротранспорт, который почти по всей стране стал приходить в упадок.

Начальник управления экономики, видимо, запамятовал сказать о том, что когда действие закона об оплате электроэнергии троллейбусниками закончилось, Кабмин своим постановлением продлил для них льготу еще на три года. Отвечая на вопрос журналиста по этому поводу, Элимдар Ахтемов назвал сложившуюся ситуацию правовой коллизией, поскольку Кабмин не вправе отменять действие закона, принятого Верховной Радой. Он затруднился ответить, как эта коллизия будет разрешена. Пока троллейбусники оплачивают электроэнергию по льготному варианту и найден источник финансирования, разницу в тарифах погашает энергорынок страны. Такие разъяснения наш корреспондент получил в правовом отделе ОАО "ЭК "Севастопольэнерго".

Вместе с тем нельзя не сказать о том, что коммунальное предприятие "Севтроллейбус" находится в довольно сложном финансово-экономическом положении. Подвижной состав давно не обновлялся, часть опор изношенной контактной сети в аварийном состоянии. На приобретение новых троллейбусов и ремонтные работы выделено из бюджета около 10 миллионов гривен.

Элимдар Ахтемов проинформировал журналистов о том, что для севастопольцев уже не является секретом: с 1 августа повысилась стоимость проезда на катерах и пароме. Такое решение принято в связи с подорожанием горюче-смазочных материалов. Украина, сказал начальник управления экономики, сейчас входит в число двадцати стран мира, имеющих предельно высокие цены на энергоносители, прежде всего на бензин.

Информация о хлебном рынке на пресс-конференции была следующей. В связи с нормативными актами, принятыми в 2003 году, цены регулируются только на социальные сорта хлеба: на хлеб первого сорта формовой и на хлеб пшенично-ржаной "Зимневский". Недавнее постановление Кабмина предоставило местным органам власти право в зависимости от ситуации ограничивать рентабельность хлебопекарных предприятий. В связи с этим сейчас в городе готовится распоряжение по ограничению рентабельности этих предприятий. Распоряжение проходит согласование в различных ведомствах и после юридической экспертизы вступит в действие. Этот нормативный акт позволит сдерживать резкие рывки цен на хлеб и одновременно учесть интересы хлебопекарных предприятий. Городская госадминистрация работает с госрезервом, из которого идет поставка муки по щадящим ценам.

Элимдар Ахтемов напомнил о том, что с начала этого года повысилась цена на природный газ. По расчетам, это приведет к повышению годовых дотаций для коммунальных предприятий до 140 миллионов гривен. Сумма для местного бюджета неподъемная, поэтому пришлось принять решение о взятии кредита. Чтобы рассчитаться по долгам за газ, электроэнергию и провести работы по подготовке к зиме.

Предвидя очередное возможное повышение с начала нового года цены на природный газ, госадминистрация произвела расчеты по повышению для предприятий и организаций тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с этими расчетами для выхода предприятий на нулевую рентабельность эти тарифы следовало бы повысить в пять раз. Госадминистрация, не надеясь на одобрение депутатами горсовета такого рывка цен, намерена вынести на обсуждение сессии предложение: тарифы для предприятий увеличить в полтора-два раза. Если это предложение будет отклонено, то с началом отопительного сезона будут интенсивно накапливаться долги за энергоносители.

Особо надо сказать о том, что повышение тарифов для населения пока не планируется.

Учитывая скудность местного бюджета, журналисты поинтересовались, на какую сумму пополнили его земельные аукционы и куда пошли эти деньги. Вот что сказал начальник управления экономики: "После всех проведенных аукционов в казну города поступило около 8,5 миллиона гривен. Все эти деньги были направлены на реконструкцию Приморского бульвара, чтобы к юбилею города он был представлен в обновленном виде".

Из-за энергозависимости страны от внешних факторов тарифная политика стала подобна бегу с барьерами. Только спринтер преодолевает один барьер, как на его пути возникает очередной. И так до самого финиша. Мы же пока в начале дистанции, и барьеров преодолено меньше, чем осталось.

Другие статьи этого номера