Кто хоть однажды побывал в Мисхоре и посетил прекрасный парк, конечно же, запомнил на берегу моря у пляжа скульптурную группу «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба», в которую входит особенно впечатляющая среди морских волн русалка на скале. Услышанная легенда о всплывающей в этой местности в один из дней года русалке с младенцем на руках воспринимается как трагическая быль и навсегда оседает в нашей памяти.Для севастопольцев скульптурная группа с русалкой памятна и "своя" тем, что изваял ее в 1907 году архитектор Амандус Адамсон, один из авторов символа Севастополя — памятника Затопленным кораблям, освященного двумя годами ранее, в 1905-м.
Каково же было наше удивление, когда знакомую по Мисхору русалку на скале мы встретили в лесу среди сказочных персонажей музея под открытым небом "Поляна сказок". Не узнать ее было невозможно, настолько она неподражаема и индивидуальна с младенцем на руках. Да и надпись у основания подтверждала нашу догадку: "По Адамсону".
Копия мисхоровской русалки?
Но внешний вид свидетельствовал о долгой жизни и трагической судьбе скульптуры, а также о некоей тайне в ее биографии. Это была все та же русалка с младенцем, изготовленная на века из прочной кованой бронзы, но изрешеченная со всех сторон пробоинами от пуль и осколков, которых оказалось около ста сорока. Ее израненное, лишенное части хвоста тело от длительного пребывания в морской воде покрылось несмываемым зеленым "загаром".
Подошедший с группой экскурсовод проникновенно рассказал о том, что это и есть подлинная, изваянная самим Адамсоном, русалка. В 1970 году в сильный шторм ее смыло со скалы в Мисхоре, и она считалась утраченной. В начале восьмидесятых годов прошлого века была изготовлена и установлена на прежней скале ее копия. Чуть позже случайно был найден в море данный оригинал. Решили в таком виде многострадальную русалку, ради сохранности, разместить среди родственных ей сказочных персонажей на "Поляне сказок".
Можно было бы и поверить данному рассказу, но как у краеведов у нас возник вопрос: "Почему надпись под скульптурой не "Автор — Адамсон", а "По Адамсону"? Экскурсовод дипломатично уклонился от ответа: "Какая разница…"
Тогда мы отыскали женщину, которая очень давно работала экскурсоводом. Она открыла нам тайну мисхорской русалки. Мы с радостью готовы поведать эту тайну "по секрету всему свету".
Истина такова, что выкованная из бронзы лично А. Адамсоном, который был еще и мастером на все руки, скульптура русалки с младенцем через два года, в 1909 году, была смыта в шторм волной и навсегда утеряна. Но был еще жив сам автор, его мастеровые помощники, сохранился макет, поэтому вскоре была изготовлена и установлена на той же самой скале русалка-двойняшка. Она пережила Гражданскую и Великую Отечественную войны, но, вся израненная, не могла бесконечно сопротивляться морской стихии. В 1980 году штормовая волна также смыла ее со скалы. Вскоре русалку-двойняшку отыскали и достали со дна моря. Тогда еще памятники из цветных металлов ради наживы на металлолом не сдавали.
Реставрацию и установку израненной русалки на прежнем месте специалисты посчитали делом неразумным. Поэтому была установлена на морской скале в Мисхоре отлитая из бронзы точная копия русалки-двойняшки. В том, что это верно, легко убедиться, рассмотрев детали скульптур под увеличительным стеклом. На русалке-тройняшке обозначились все пробоины от пуль и осколков, а также мельчайшие скульптурные детали (очевидно, двойняшку использовали как макет при литье). Единственное отличие — она из бронзы отлита, а не выкована.
Позже прошедшая сквозь "огонь, воду и медные трубы" русалка-двойняшка "всплыла" на "Поляне сказок".
Когда и кем русалка с младенцем были так зверски расстреляны, теперь уже не расскажет никто, живых свидетелей не осталось. Ветераны — участники Великой Отечественной войны — подсказывают, что, судя по обилию пробоин, их калибру, расположению со всех сторон скульптуры, похоже, что таким образом фашистские асы отрабатывали свою меткость в стрельбе по людям, избрав русалку удобной мишенью. В Мисхоре активные военные действия не велись.
Теперь боевая, вся израненная русалка — немой свидетель жестокости прошедшей войны — мирно отдыхает среди деревьев в окружении милых и забавных сказочных героев и симпатичных страшилок.
Экскурсанты воспринимают рассказ о русалке, не задавая вопросов: "Что значит "По Адамсону"?, "Откуда сто сорок пробоин, более десятка которых — на теле младенца?". Весь пережитый русалкой с младенцем в прошлой реальной жизни кошмар здесь воспринимается такой же далекой от нас легендой, как и легенда "О русалке и фонтане" в Мисхоре…