В связи с многочисленными обращениями пенсионеров города в редакцию газеты «Слава Севастополя+» с вопросом о способах получения пенсий мы обратились к первому заместителю начальника главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе Юрию Анатольевичу КУЛЬКОВУ с просьбой побеседовать на данную тему.- Юрий Анатольевич, какие варианты получения пенсий сегодня предлагают органы Пенсионного фонда Украины?
— Традиционно на протяжении многих лет пенсии выплачивались через почтовые отделения связи. Однако уже более десяти лет существует другой, альтернативный, и, как показывает практика, более выгодный способ получения пенсий, а именно через банковские учреждения.
На сегодняшний день уже более 52 тыс. пенсионеров (45% от общего количества), состоящих на учете в органах Пенсионного фонда, получают пенсии через текущие счета в банках, и количество таких получателей ежемесячно увеличивается в среднем на 400-500 человек. — В чем принципиальная разница между этими двумя способами получения пенсий?
— Система выплаты пенсий через почтовые отделения связи давно знакома украинским и севастопольским пенсионерам. Основное ее преимущество заключается в том, что пенсионные выплаты можно получать как на почте, так и на дому. Получение пенсии на дому очень удобно тем людям, которые по различным причинам имеют сложности с передвижением по городу.
Банковские учреждения города такую услугу, как выплата пенсии на дому, пока широко не реализуют, но зато предлагают ряд других преимуществ.
Во-первых, при проведении органами Пенсионного фонда перерасчетов пенсий дополнительно начисленные к выплате деньги пенсионеры, обслуживающиеся в банках, получают уже на следующий день, в то время как клиенты почты по техническим причинам: согласование графиков, подготовка заявок, решение вопросов с наличными средствами и т.д. — в течение недели.
Во-вторых, не дожидаясь дня выплаты, можно отправиться в гости к друзьям, детям, внукам в другой город и получить пенсию в отделении банка или банкомате по месту вашего нахождения.
В-третьих, пенсионер имеет возможность снять с текущего пенсионного счета как всю начисленную сумму пенсии, так и ее часть, а на остаток средств банком будут начисляться соответствующие проценты. Так у каждого пенсионера появляется возможность получить небольшой дополнительный доход.
В-четвертых, соблюдая банковскую тайну, работники обеспечат конфиденциальность информации о размере вашей пенсии и о наличии средств на вашей личной пенсионной карточке, в то время как к общей ведомости для выплаты пенсии через почту имеют доступ и работники почты, и другие пенсионеры.
В-пятых, при потере или краже пластиковой карточки банк обеспечивает защиту вашей пенсии. Если вас постигла такая неприятность, достаточно позвонить в отделение банка — и никто не сможет воспользоваться вашим счетом, а для вас изготовят дубликат банковской карточки.
Существует ряд и других преимуществ.
— А сколько стоят услуги по выплате пенсий для пенсионера и для Пенсионного фонда?
— Банковские учреждения обслуживают и пенсионеров, и Пенсионный фонд бесплатно. Выплата же пенсий через почтовые отделения связи обходится фонду города ежемесячно в сотни тысяч гривен, которые можно было бы сэкономить и направить на дальнейшее повышение пенсий, ведь Пенсионный фонд Украины является целевым фондом, то есть все деньги направляются исключительно на выплату пенсий, размер которых напрямую зависит от количества имеющихся средств.
— Юрий Анатольевич, а насколько можно доверять сегодня банкам?
— Своей стабильной работой за последние восемь-десять лет банковская система Украины обеспечила себе высокий уровень доверия со стороны населения страны. Однако право обслуживать наших уважаемых пенсионеров получили далеко не все банковские учреждения, а только самые надежные и финансово стабильные, прошедшие, к слову, специальный конкурсный отбор. Его осуществляет специальная конкурсная комиссия, состоящая из представителей Министерства финансов, Министерства труда и социальной политики, Национального банка и Пенсионного фонда Украины. Финансовая деятельность банков ежеквартально анализируется комиссией, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с ними. На сегодня 25 банковских учреждений успешно обслуживают пенсионеров нашего города.
— Какие действия будут предприняты вами в случае получения информации о банкротстве или ликвидации банка, обслуживающего пенсионеров?
— В нашем городе был такой случай. Но я заверяю всех пенсионеров, что даже в такой сложной ситуации их пенсионным сбережениям ничто не угрожает. Дело в том, что прекращение работы банка не происходит за несколько часов, и если появилась информация о малейшей финансовой нестабильности банковского учреждения, государственные органы, в том числе и Пенсионный фонд, узнают об этом задолго до фактической ликвидации банка. За это время специалисты Пенсионного фонда сообщают пенсионерам о сложившейся ситуации и предлагают переоформить счет в другой уполномоченный банк или перевести пенсию на почтовое отделение связи по месту жительства. В любом случае, у пенсионера достаточно времени, чтобы имеющиеся на пенсионном счете денежные средства вместе с процентами либо снять полностью, либо перевести в другой банк. Риск равен нулю.
— Можно перечислить банковские учреждения, которые имеют право работать с пенсионерами?
— Да, конечно. Сегодня наших пенсионеров обслуживают следующие банки: Ощадбанк Украины, ПриватБанк, Аваль, Укрсоцбанк, Правэкс-банк, УкрСиббанк, Проминвестбанк, Петрокоммерц-Украина, Укрпромбанк, Укргазбанк, Всеукраинский акционерный банк, банк "Финансы и Кредит", Держэксимбанк, Имексбанк, Мр?я, Кредобанк, банк "П?вденний", банк "Форум", банк "Надра", ТАС-комерцбанк, Индекс-банк, Клиринговый дом, банк "Морской", Экспресс-банк, Родовид-банк.
— Юрий Анатольевич, не возникает ли сложностей у пенсионеров при получении пенсий через банкоматы?
— За все время нашего сотрудничества с банками таких жалоб не поступало. Банкоматы работают достаточно просто, а в случае необходимости служащие банка окажут вам помощь. Если же вы не доверяете технике, деньги можно снять через кассира-оператора в любом отделении банка.
— Куда обращаться для оформления текущего пенсионного счета и какие для этого нужны документы?
— Чтобы оформить текущий пенсионный счет необходимо обратиться в любое отделение выбранного вами банка или в Пенсионный фонд по месту жительства и написать заявление. С собой надо иметь пенсионное удостоверение, паспорт и копию справки о присвоении идентификационного кода. Процедура оформления занимает несколько минут.
— Имеет ли пенсионер возможность закрыть счет в банке и перейти на обслуживание на почту?
— Конечно, это право пенсионера. При необходимости получатель пенсии в любой момент может принять решение и перейти на получение пенсии в другой банк или в почтовое отделение связи.
— Каким образом осуществляется переход в другой уполномоченный банк?
— Процедура такая же, как и при первоначальном открытии пенсионного счета.
— Имеют ли право пенсионеры силовых ведомств, то есть военные пенсионеры, перейти на обслуживание в другое банковское учреждение?
— Нет. В соответствии с действующим законодательством Украины выплата пенсий военным пенсионерам возложена на Государственный Ощадбанк Украины, более того, по желанию получателя пенсия может быть доставлена домой работниками почтовых отделений связи.
— Куда можно обратиться гражданам для того, чтобы получить дополнительную информацию по данному вопросу?
— На все интересующие пенсионеров вопросы я готов ответить лично по телефону 44-51-54.