Великий тенор стоял у истоков севастопольских театров

Мне посчастливилось дважды побывать в московской квартире Леонида Витальевича Собинова. Встречи и беседы с его дочерью Светланой Леонидовной Собиновой-Кассиль навсегда останутся в памяти.

Номер ее домашнего телефона мне дали в музее Большого театра. Созвонившись и договорившись о встрече, иду по Камергерскому переулку, ищу дом по указанному адресу. Его легко найти: у входа — мемориальная доска с надписью: "Здесь жил с 1921-го по 1934 год великий русский артист Л.В. Собинов". Поднимаюсь по широкой лестнице старинного особняка, ищу нужный номер квартиры, нажимаю кнопку звонка, волнуюсь.

Светлана Леонидовна приветливо приглашает войти, вместе проходим в большую комнату — рабочий кабинет отца. "Эти стены видели и слышали многих знаменитых людей: писателей, поэтов, музыкантов, артистов", — рассказывает Светлана Леонидовна. На стенах — удивительные фотографии, портреты друзей, картины, подаренные известными художниками, все уставлено вазами, статуэтками, прочими интересными вещами — подарками друзей и поклонников. Но самый главный в кабинете — большой концертный рояль, купленный для Собинова Рахманиновым.

Мы проговорили со Светланой Леонидовной около трех часов. Говорили о Леониде Витальевиче, о Гражданской войне, о Севастополе и превратностях человеческих судеб. Дочь Л.В. Собинова помогла нашему театральному музею создать экспозицию, посвященную отцу: подарила открытки, фотографии, книги, театральные программы. Светлана Леонидовна никогда не была на своей родине — в Балаклаве — и очень этому огорчалась.

Мало кто знает теперь, какую огромную роль сыграл великий артист в 20-е годы прошлого столетия в развитии советской культуры в нашем городе.

Л.Собинов родился 7 июня 1872 году в Ярославле в семье торгового служащего. Годы детства и юности были самыми обычными, ничто не предвещало ему будущей музыкальной славы.

"Жил себе обыкновенный, как и все, малый, может быть, более способный и более впечатлительный, но и только. Жизнь нисколько не готовила меня к тому, чтобы стать артистом. Семья средняя, купеческая с очень средним достатком", — вспоминал Леонид Витальевич.

Окончив гимназию с золотой медалью, он поступает на юридический факультет Московского университета в 1890 году. В годы студенчества впервые начал учиться пению. В одном из студенческих концертов на него обратил внимание директор филармонического училища П. Шестаковский, который предложил серьезно заниматься вокалом. Собинов последовал его совету. В 1894 году Леонид Витальевич оканчивает университет, вступает в Московскую адвокатуру и с увлечением работает с известным присяжным поверенным Ф.Плевако. Через несколько лет оканчивает филармоническое училище, дебютирует в партии Сенодала (опера "Демон"), после чего был принят в труппу Большого театра.

На протяжении более 30 лет современники восхищались лучезарным голосом артиста, называя его "несравненным", "великим", "непревзойденным". За эти годы Собинов овладел почти всеми партиями лирического тенора в оперных спектаклях. Партия Ленского в исполнении Собинова в мировой оперной плеяде исполнителей стала классической.

Приближались революционные события 1917 года. В классовой борьбе рождалось новое Советское государство. Коллектив Большого театра избрал Собинова директором. В 1918 году артист отправляется в гастрольную поездку по Украине вместе с женой Н.И. Собиновой-Мухиной. Двухмесячная гастрольная поездка обернулась двухлетним пребыванием на Украине и в Крыму. В Киеве Леонид Витальевич пел в спектаклях оперного театра, выступал с концертами, был председателем Всеукраинского музыкального комитета.

Разгоревшаяся Гражданская война внесла в жизнь свои коррективы: Собиновым пришлось уехать в Крым, где они сначала недолго жили в Ялте, а затем — в Балаклаве, в доме антрепренера Виктора Рафаиловича Кугеля.

Из воспоминаний: "Начиная с весны, мы объездили весь Крым, ставя спектакли в невероятных условиях. Я получал за выход врангелевскими деньгами 500 тысяч рублей. Но на это едва можно было жить. А сшить себе или купить вещь было абсолютно недоступно. В жару, в пыль, на лошадях мы путешествовали повсюду. Я никогда и во сне не видел, что придется жить и петь в таких диких, нелепых условиях… Единственно, чье внимание я заслужил, это врангелевской и деникинской контрразведки".

Ко всем трудностям прибавились заботы и страх за детей — к нему приехали сыновья от первого брака Борис и Юрий.

Из воспоминаний: "Последнее время он (Юрий) много писал стихами и прозой и оставил мне целый ряд карикатур как результат своего пребывания в Балаклаве. Но особенно он торопился закончить свою поэму "Последнее воплощение Фауста" и написал к ней даже часть музыки".

Отец и сыновья оказались по разные стороны баррикад. Мальчики служили в Белой армии. 20 октября 1920 года, после ранения красноармейцем, в Мелитополе в госпитале скончался Юрий, ему было 23 года. Само ранение было легким, но началось заражение крови. Леонид Витальевич тяжело переживал смерть сына, волновался о судьбе второго. И если бы не рождение дочери в июне 1920 года в Балаклаве, неизвестно, чем бы это все кончилось.

Из воспоминаний: "Одно заставляет меня взять себя в руки — это присутствие маленькой дочери Светланочки. Это истинно светлый луч в моей жизни. И ради нее нужно жить и работать".

В ноябре 1920 года Белая армия оставила Севастополь. По приглашению Севастопольского ревкома Леонид Витальевич возглавил подотдел искусств в отделе народного образования. Семья переезжает из Балаклавы в Севастополь и живет по адресу: ул. Екатерининская (ныне Ленина), дом 15, кв. 12. С Собиновыми на одной "лестнице" дверь в дверь поселилась семья В.Р. Кугеля, который служил в наробразе, занимаясь издательскими делами.

Собинов сразу же включился в работу:

"Прошу вашего ходатайства перед ревкомом о немедленной национализации тех театров и артистических сил, находящихся в городе, работа которых протекает в крайне ненормальных условиях. В первую очередь необходимо национализировать театры: 1) Морского собрания с его оперным и драматическим коллективом; 2) "Ренессанс" с коллективом артистов и работников рампы; 3) Театр Общественного собрания с труппой украинских артистов под руководством товарища Глазуненко". (Докладная записка Л. Собинова в отдел народного образования от 27 ноября 1920 года).

На основании докладной записки был издан приказ Севастопольского ревкома, который гласил: "Предписываю впредь именовать 1-й Советский театр (быв. "Ренессанс") театром имени Луначарского, 2-й (быв. Общественного собрания) — им. Ленина, 3-й (быв. Народный дом) — им. Карла Маркса. 14 декабря 1920 года. Завотделом Иван Михайлов".

В 1-м Советском театре им. Луначарского работало две труппы — оперная под руководством Л.В. Собинова и драматическая, возглавляемая В.М. Петипа. В феврале оперная труппа перешла во 2-й Советский театр им. Ленина. Штаты оперы: артистический персонал — 48 чел., хор — 40 чел., балет — 15 чел., худ. администр. часть — 33 чел.

Собинов был истинным комиссаром искусств: "И вот опять я у дел. Заведую и музыкой, и драмой, и кино, и художествами, и литературой", — писал он в Москву. Он много выступал сам в концертах, пел в операх "Борис Годунов", "Фауст", "Русалочка", "Паяцы", "Травиата" и др.

В то время все учреждения культуры города были созданы при непосредственном участии Леонида Витальевича: помимо театров, работали пять кинотеатров, народный цирк, симфонический оркестр им. Луначарского, драматические студии для взрослых и детей, литературная секция, был организован учет художественных ценностей под руководством художника-архитектора Руднева, автора памятника жертвам революции на Марсовом поле, и т.д. 10 апреля 1921 года была открыта народная консерватория им. Красного Креста, директором которой был назначен В.М. Дешевов. Леонид Витальевич выступил на открытии:

"Создание народной консерватории было одной из задач, которая встала в ряду других, касающихся приобщения трудящихся к эстетическим достижениям прошлого. Пролетарское искусство может и должно быть построено лишь на фундаменте прошлого, на его исторических достижениях…"

Оглядываясь назад, кажется просто невероятным то, что происходило в городе в условиях голода, холода и разрухи почти 100 лет назад.

В стране постепенно налаживалась жизнь. Стали разъезжаться по своим городам артисты, художники, писатели — все те, кого привела в Севастополь Гражданская война. Прекратила свое существование и опера.

Весной 1921 года Собинов возвращается в Москву, в Большой театр. Севастопольцы не хотели расставаться с любимым артистом, авторитетным и ответственным руководителем, хорошо знающим свое дело, профессионально создавшим культурную базу города для будущих поколений. Еще долго в прессе можно было встретить воспоминания очевидцев творческой деятельности великого артиста в Севастополе и сетования на то, что город так и не нашел возможности увековечить имя гениального певца ни в названии одной из своих улиц, ни в памятнике или мемориальной доске.

А вот теперь — о дочери замечательного певца, который внес свой вклад в развитие культуры и искусства нашего города.

Окончив оперно-драматическую студию им. Станиславского в Москве, Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль (она была женой Льва Кассиля) преподавала в ГИТИСе актерское мастерство. В нашем театре работают актеры, учившиеся у нее. В 2000 году мы поздравили ее с 80-летием.

Несколько лет назад наш театр принимал участие в театральном фестивале им. Федора Волкова в Ярославле. Вместе с нашими артистами я посетила мемориальный Дом-музей Л.В. Собинова — первый в России музей, посвященный знаменитому артисту. Он был открыт в мае 1995 года. Там мне сообщили печальную весть о том, что Светлана Леонидовна умерла в 2002 году.

Сегодня в Севастополе только в народном музее истории театра можно увидеть материалы, документы, подлинные вещи гениального человека, артиста, сохранившего своим талантом культуру Севастополя в трудные годы революции и Гражданской войны. В нашем городе появляются все новые и новые памятники не только героям-защитникам, но и деятелям литературы, культуры, искусства. Может быть, придет время — и прекрасный образ великого певца, народного артиста СССР, изваянный в мраморе, будет радовать севастопольцев и служить украшением улицы, названной именем Леонида Витальевича Собинова.

Другие статьи этого номера