Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 10o

Лимита

Хорошо это или плохо, но Севастополь стал очень привлекательным для инвестиций городом. Самым привлекательным из всех крымских городов. И хотя формально столицей Крыма является Симферополь, все прекрасно понимают преимущества Севастополя. Порт, база двух флотов,...

Хорошо это или плохо, но Севастополь стал очень привлекательным для инвестиций городом. Самым привлекательным из всех крымских городов. И хотя формально столицей Крыма является Симферополь, все прекрасно понимают преимущества Севастополя. Порт, база двух флотов, инфраструктура, традиции, исторические памятники… Море упоминать не буду, чтобы не добивать жителей столицы. Все это является мощным фактором для привлечения в город не только инвестиций, но и рабочей силы из-за границ. Совсем скоро севастопольцы настолько обленятся, что перестанут работать, а будут лишь зарабатывать. Уже сегодня можно жить, лишь сдавая иногородним свободную жилплощадь. Что с успехом и делают счастливые обладатели оной. А в Севастополь продолжает прибывать армия мигрантов из менее благополучных районов и стран. Михаил и Кошта приехали в Севастополь на работу из Молдавии. Два молдавских строителя — в севастопольских «Профилях».- Почему именно Севастополь? Разве нет других городов, где нужны квалифицированные каменщики?

— Работу нам предложили в Тирасполе. Пообещали приличную зарплату, сказали, что Севастополь представляет собой одну большую строительную площадку и работы хватит. К тому же лично я никогда не был в Крыму. Вот и приехали.

— У нас даже в Кишиневе специальность оказалась невостребованной. Строят мало да и платят в сравнении с вашим — копейки.

— В Севастополе действительно стройка повсюду. Причем не только многоквартирные дома, но и полно желающих построить свой дом или дачу. Кстати, у вас можно выбирать условия работы — квалифицированных специалистов не так много.

— Но вы же не дети, понимаете, что вам платят значительно меньше, да и сомневаюсь, чтобы вы были социально защищены: медицинская страховка, пенсионный фонд, стаж…

— Сейчас мы об этом и не думаем, ведь дома с нашей профессией заработать четыреста-пятьсот долларов в месяц практически невозможно!

— У нас у обоих остались семьи и дети. У Кошты вон дочка родилась в прошлом году. Так что большую часть из заработанного мы отсылаем домой.

— А сами-то как живете?

— Конечно, приходится экономить на всем, но пока везло. На прошлой стройке хозяин разрешил жить прямо в доме, который мы строили. Привез нам газовую плиту и баллон.

— Мишка из ничего может приготовить сытный ужин. Продукты у вас дороговато стоят, но когда в складчину, то получается терпимо.

— Но вы же понимаете, что никогда не сможете купить здесь свое жилье, забрать семьи?..

— Нам и не надо. Из того, что отсылаем домой, жены понемногу откладывают на открытие чего-то своего: кафе, или бара, или магазинчика. А дома у нас у обоих есть.

— Если бы не было, то сами построили. Были б деньги. Сейчас, правда, стало похуже, приходится снимать жилье. На него уходит много денег, зато все удобства в доме!

— Вы снимаете квартиру?

— Нет, вы что?! Времянку на даче. На квартиру не хватило бы. А что, летом в домике — как на курорте!

— У вас выходные хоть бывают?

— Предложили пятидневку, но мы отказались. Из всей бригады мы одни работаем и по субботам. Во-первых, сверхурочные, а во-вторых, мы же не отдыхать сюда приехали, а зарабатывать.

— Да, отдохнем потом, когда вернемся домой.

— У вас типичный загар строителей. На море-то бывали?

— А как же! Три раза. Здорово!

— Я, правда, плавать не умею. Море — это что-то! Вы даже и не понимаете, какие счастливые, что живете здесь. Для этого надо приехать издалека.

— Вам нравятся севастопольцы?

— Да мы же общаемся только с хозяином и с ребятами из бригады, а они почти все неместные.

— Когда выбираемся в город, то мало общаемся с людьми — нас акцент выдает. Да и стесняемся немного. А вот ваши девушки красивые…

— Сколько вы уже дома не были? Вообще как-то общаетесь с родными?

— По воскресеньям заказываем переговоры. Недавно даже с дочуркой "болтал". Она что-то лопочет, а я чуть не расплакался!

— Что ж поделать, жизнь такая! Приходится зарабатывать, семьи кормить. Нельзя расслабляться.

На секунду представил себя на их месте — стало грустно. Работаешь в другой стране, семья далеко, дети учатся ходить и говорить без твоего участия. Растут, болеют, плачут, а ты в это время зарабатываешь деньги, экономя на последнем, живешь в недострое без удобств, пашешь шесть дней в неделю лишь для того, чтобы однажды вернуться, открыть свою "наливайку" и только тогда зажить, "как все нормальные люди"! А вдруг не откроешь? А вдруг жена уйдет вместе с дочкой, не дождавшись папу? А вдруг сам не вернешься?

Проблема "гастарбайтеров" есть и у нас, просто мы о ней стараемся не говорить. Разве мы не едем на таких же условиях работать официантами и охранниками в Москву, стриптизершами на Кипр и в Турцию, сиделками в Канаду и Италию?! Едем, еще как едем и тоже мечтаем побыстрее вернуться домой, к семье, открыть свой бар или кафе и жить, "как все нормальные люди".

— Видимо, я чего-то не понимаю: разве в Севастополе нет каменщиков?

— Конечно, есть. Но им сейчас выгоднее становиться прорабами. И деньги другие, и не надо по десять часов работать.

— Это нормально — из нашего поселка очень много работают в Москве, в Новосибирске, в Днепропетровске. У вас уровень жизни намного выше.

Странно! Никогда бы не подумал, что в Севастополе высокий уровень жизни. Оказывается, есть еще и ниже нашего! Четыреста — не так уж и плохо, но меня на стройку точно не взяли бы. Если б я и сложил дом, то он был бы в стиле Гауди, а такую архитектуру не все понимают.

— Вы закончили класть очередную стену, пришли домой — дальше что?

— Поужинаем, телевизор немного посмотрим — и спать. Ведь на следующий день снова к восьми.

— Можем в шахматы сыграть или в подкидного. Но выматываешься так, что уже ничего и не хочется.

— В город хоть выходите? Музеи, панорама, Херсонес?

— В панораме были. Здорово! Я даже не смог своим родным описать, что это такое. Ваш город очень красивый, да и дома стали строить со вкусом, а не абы как.

— А в Херсонесе мы смотрели на старые кладки… Древние вообще не использовали никаких растворов, а стены простояли две тысячи лет! Я вообще думаю, что в Севастополе надо строить дома только в античном стиле.

— И все-таки почему Севастополь, а не, скажем, Москва? Там наверняка платят больше.

— Платят-то больше, но и на жизнь тратишь больше. Да и отношение к иностранцам совсем другое.

— У нас друзья в Подмосковье второй год работают. Так они, кроме общежития, ничего не видят! Милиция гоняет, иммиграционная служба, скинхеды…

— Да, в этом смысле Севастополь — райский уголок.

— Скинов у нас точно нет, но вы не ощущаете себя людьми… второго сорта?

— Думаю, что люди все одинаковые, вне зависимости от цвета кожи или родного языка. Просто одним повезло с Родиной, другим — нет.

— Здесь ни разу никто не назвал нас "черными" или еще как-то. Молдаванами — да, называли, но мы гордимся, что мы из Молдавии! Так что это не оскорбление.

— В вашей бригаде откуда люди работают?

— Почти все из Украины. Из сел, из маленьких городков. У них там такие же проблемы с работой, как и у нас, вот и едут на заработки.

— На прошлой стройке были два парня из Севастополя, но они потом быстро сбежали — испугались работы. А нам бежать некуда.

— А перспективы у вас есть? Профессиональные, я имею в виду.

— Стать прорабом — вряд ли. Заказчики предпочитают иметь дело с местными: если вдруг что-то не так, то всегда можно найти человека.

— Хотим заняться кладкой каминов — опыт большой! Да и платят за такую работу чуть больше. Но в этой области большая конкуренция и "встрять" пока не удается.

— Не пробовали открыть свою строительную фирму?

— Опять же деньги, все дело в них. И, конечно, без гражданства это сделать трудно.

— Откроем что-нибудь, но уже у себя дома, чтобы детям было что оставлять.

— Не дай Бог, конечно, но вдруг заболеете или операцию придется делать, что тогда?

— Нет, это исключено! Мы приехали не болеть, а работать, так что даже в мыслях не позволяем себе этого.

— У меня недавно флюс был, так мне зуб удалили за восемьдесят гривен! Представляю, если бы случился аппендицит!

Отчего-то в памяти всплывает еврейское гетто времен войны: в город выходить только по разрешению, общаться с арийцами запрещено, работа низкооплачиваемая и непрестижная… Впрочем, русские дворяне после революции стали таксистами и вышибалами в кабаках Парижа. Можно сказать, что Мише и Коште повезло больше. Да, десять часов в день в любую погоду тесать камень и возводить заборы и стены — занятие не из легких, но, во-первых, они добровольно согласились, а во-вторых, по севастопольским меркам они прилично получают. Вроде все при своих.

— Не было случая, чтобы заказчик не расплатился?

— С нами, к счастью, такое случилось только два раза, а вообще "кидают" часто. Надо сразу договариваться об авансе и еженедельной зарплате, иначе…

— Мы десять дней с Коштой строили забор, а потом заказчик через своего водителя передал, что ему все не нравится и чтобы мы немедленно уходили. Обидно было до слез: денег ни копейки, жить негде да и за правдой не к кому обратиться! И работу жаль — очень красиво получилось! Так и стоит недостроенный.

— Если человек получает что-то с помощью обмана, то это никогда не принесет ему ни пользы, ни радости!

Вот, собственно, и вся история, рассказанная двумя молодыми мужчинами из Молдавии. Я спросил: чего бы они пожелали себе и всем нам? Кошта на секунду задумался и грустно произнес:

— Упаси вас Бог уезжать на чужбину по нужде!

— А себе?

— Показать однажды нашим детям ваш город и море. Это рай на земле!

Вот видите, я давно вам говорил: время жить в Севастополе! Мне кажется, что в нем всем найдется место под солнцем, даже так называемой лимите наподобие Михаила и Кошты!

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ