Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 20o

Принесет ли пользу «прививка демократии»?

Обычно создающиеся государства являются оформлением долгого (десятки, сотни лет) вызревания социально-экономических и политических противоречий и компромиссов. А правовым оформлением этих противоречий и является Конституция государства или аналогичные документы. При создании независимой Украины и большинства...

Обычно создающиеся государства являются оформлением долгого (десятки, сотни лет) вызревания социально-экономических и политических противоречий и компромиссов. А правовым оформлением этих противоречий и является Конституция государства или аналогичные документы.

При создании независимой Украины и большинства республик СНГ логика этого процесса (появление имущественного, социального неравенства, борьба за господство в обществе, создание аппарата подавления недовольных, оформление ситуации законодательно), сохраняясь в целом, была нарушена на отдельных этапах. В результате на политическом развитии сказались национальные, демократические иллюзии трудящихся. Многие психологически не смогли воспринять вчерашних партийных и советских руководителей как новых собственников — "хозяев жизни".

Обретение частной собственности бывшей номенклатурой проводилось не в результате длительной борьбы, расслоения общества, а командно-административным способом. Больше получал не тот, у кого был больше капитал, а тот, у кого был выше занимаемый пост, крепче связи. Разумеется, эффективным собственником этот социальный слой просто не мог быть. Источником капиталистической прибыли этого периода (1989-1999) были "дерибан" государственной собственности и торговля сырьем с западными странами.

Гигантский объем всего созданного советскими людьми сыграл роль "подушки", смягчающей противоречия между слоями предпринимателей. Поэтому данные противоречия носили характер личностных, а не социальных. И поэтому устранялись они не созданием действующих законов, а взяткой, пулей или высокой должностью. Были ослаблены и основные противоречия — между трудящимися и олигархами.

Правовым оформлением такого государства, где господствовали иллюзии, что "верхи" хорошо живут не за счет "низов", а исключительно благодаря своим талантам и способностям, и стала Конституция 1996 г.

В ряду современных буржуазных конституций она не столь уж плоха. В духе времени эта Конституция гарантирует трудящимся ряд серьезных социальных, экономических, политических прав. Конституцию 1996 г. можно считать трехсторонним компромиссом: между ошалевшими от вседозволенности олигархами, романтиками украинской национальной идеи и грозной, но не пробудившейся силой — народом Украины.

Уровень гражданского самосознания, социальная структура общества 90-х годов были столь незрелыми, что главный закон страны в обыденном сознании воспринимался как некий абстрактный атрибут государственности, которым никто не пользуется.

Ситуация стала меняться после того, как укрепившиеся рыночные отношения стали вторгаться в "жовто-блакитную" идиллию. Отношения купли-продажи рабочей силы втянули в свою орбиту миллионы людей со своими интересами и надеждами. Бизнес стал получать живой доход уже не только от разграбления государственной собственности и перекачки нефти. Соответственно увеличились количество и вес спорных "лакомых кусочков", и уже целые социальные слои буржуазии стали группироваться по интересам.

Мелкая и средняя буржуазия, выросшая в 90-е годы, начала давить на бизнес "первой волны" — бывших партноменклатурщиков, уцелевших криминальных авторитетов. Последние все больше стали опираться на административные методы борьбы с конкурентами.

У первых массовых антипрезидентских выступлений 2000-2002 гг. есть более глубокое — экономическое — обоснование, чем обычные политические репрессии. Развивающийся бизнес Украины был готов признать "сильного" президента-арбитра только в том случае, если бы он был равноудален от всех промышленно-финансовых группировок. Таким требованиям не соответствует ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, ни Янукович, ни тем более Тимошенко.

Отсюда попытка бизнеса создать "коллективного арбитра" — парламентскую или парламентско-президентскую республику.

Вот тут и сработала заложенная в 1991-1999 гг. мина замедленного действия. Эта "мина" — непритертость узлов и шестеренок машины буржуазного государства, которое было создано не в ходе длительного созревания социально-экономических противоречий, а в ходе распада СССР.

Эту машину первые годы государственности Украины только обмахивали от пыли да совершали вокруг нее ритуальные танцы с пением гимна. Любой чиновник госадминистрации, Верховного суда, Конституционного суда, прокуратуры, ЦИК знал, какую волю какого вышестоящего начальника он должен защитить и обосновать ссылками на закон. Все было просто и понятно.

С осени 2004 г. (выступление на Майдане) застоявшуюся государственную машину пришлось включить сразу на полную мощность. Оживились целые социальные слои бизнеса, каждый из которых имел "своего" начальника, "свою" партию, свои интересы.

В результате трещат по всем швам не только отдельные институты государства, но и сама Конституция, составленная "для приличия" таким образом, что при любом социально-политическом конфликте каждая из сторон (олигархи, национал-патриоты, трудящиеся) может найти в ней правовые обоснования своих действий.

Озадачивает уже преамбула этого документа. Если Украина — светское государство, то почему одним из мотивов его создания стала ответственность перед богом? Каким богом? Богом — некой высшей силой или Иисусом Христом, или Аллахом, или Яхве?

Ст. 3 гласит, что смыслом деятельности государства является защита главной ценности — прав, свобод, жизни и здоровья людей. Но если государство не хочет или не может выполнять эти задачи, что с ним должны делать люди, народ? Тот самый народ, который, согласно ст. 5, является единственным источником власти в государстве.

Вроде бы интересы народа выше интересов какой-либо нации или какого-либо класса общества. Согласно Конституции, только народ может определять форму государственной власти, внешнеполитические приоритеты да и саму судьбу государства.

Однако ст. 17 тут же одергивает горячие головы и утверждает, что защита суверенитета, целостности, уважение символов государства — важнейшая функция государства, дело всего народа. Здесь мы явно сталкиваемся с элементами "обязательной государственной идеологии", идеологии выживаемости государственности как абсолютной ценности.

А это уже противоречит ст. 15, которая декларирует, что Украина — демократическая страна и в ней не может быть государственной идеологии, тотальной идеи, управляющей обществом.

Ст. 27 заявляет о праве каждого человека защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств. Как должен вести себя человек, уважающий Конституцию и сталкивающийся с постоянной угрозой жизни и здоровью со стороны государственных институтов Украины?

Дело даже не в том, что угрозу жизни и здоровью косвенно приносит невыполнение государством ст. 28-35, гарантирующих ряд личных прав и политических свобод. Эти случаи распространены, многократно освещены в СМИ, но пока (!) не носят массового характера. Речь идет о другом. Ряд положений из раздела экономических прав (ст. 42) говорит о праве на достойную оплату труда. В этом смысле любая начисленная оплата труда, которая неспособна обеспечить право на жизнь и здоровье человека, является юридически зафиксированным фактом угрозы со стороны работодателя, учреждения, государства.

Неспособность постсоветских государств обеспечить выполнение конституционных норм, в том числе равенство всех граждан перед законом и судом, сегодня признается добросовестными юристами.

В Конституции Украины пункт о равенстве людей перед законом декларирует ст. 24. Разумеется, она не оговаривает, что среди всех равных есть "более равные". Это те, у кого есть деньги на дорогого адвоката, есть время, чтобы судиться, а не работать. Даже само украинское государство вынуждено официально признать, что неспособно обеспечивать декларируемые им же обязательства перед людьми. Закон Украины "О временном запрещении взимания пени" начинается со слов: "В связи с невыполнением государством обязательств по выплате зарплат и пенсий…" ("Голос Украины", 25 февраля 1999 г. N 35). Какого же развития событий следует ждать гражданам Украины сегодня, учитывая все вышесказанное?

Главный источник нестабильности государства — не за границей (в Америке или России). Он — в самих основателях этого государства, в слабости, непоследовательности господствующего социального слоя: бизнесменов, чиновников.

Они никак не могут подняться выше сиюминутных шкурных интересов. Отсюда их метание от президентской к парламентской республике. В одном случае есть опасность, что бизнес, близкий к президентской вертикали, подомнет весь остальной (ситуация 1998-2004 гг.), в другом — что парламент превратится в "банку с пауками", где каждый лоббирует свои интересы (ситуация 2004-2007 гг.).

Противоречия, раздирающие Украину, идут не по линии "Восток — Запад". Этот опасный миф искусственно внедряется в головы наименее политически зрелой части общества. Противоречия идут по линии: "промышленный — финансовый капитал", "мелкий — крупный бизнес", "экспортеры — те, кто производит на внутренний рынок".

Усиливают нестабильность государства не "плохие" законы, а несоответствие между законом и установившейся в 90-е годы социально-политической практикой разрешения конфликтов и противоречий. Это несоответствие может быть ликвидировано двумя способами.

Способ первый: Конституция и законы будут лишены декларируемых прав и свобод, "опущены" под ситуацию, когда олигархи господствуют, чиновники безнаказанны и безответственны. Для этого часть политической элиты не желает отдавать свои полномочия местным органам власти, вновь пытается усилить "президентскую вертикаль", снова, как при Кучме, говорит о двухпалатном парламенте.

Второй способ: "поднять" общество до уровня демократических норм Конституции, т. е. изменить социально-политическую практику разрешения противоречий, научить людей бороться за свои права в соответствии с декларируемыми нормами закона. Этот путь более долог и сложен. По нему идут народы европейских стран. События последних двух-трех лет свидетельствуют, что Украина также вступила на этот путь. "Прививка демократии", полученная обществом, не прошла бесследно.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ