С морем — только на «Вы»!

Учения по спасению маломерного судна у мыса Айя показали: в Севастополе и Крыму есть профессионалы, которые всегда могут прийти на помощь терпящим бедствие мореплавателям, на чем бы они ни шли по волнам — на больших кораблях, «маломерках», гидроциклах или просто на надувных матрасах.Об этих учениях читателям "Славы" подробно рассказал их координатор в Крымском регионе — старший госинспектор контроля судов Госфлотинспекции Украины капитан дальнего плавания Ю. Татаринов. Настал час подведения итогов и награждения отличившихся. Примечательно, что проходило оно вновь на базе балаклавского яхт-клуба "Золотой символ". "Разбор полетов" вел с высоты своего 30-летнего опыта работы Владимир Репетей, начальник государственной морской инспекции, капитан дальнего плавания.

Он отметил, что главная цель учений, проходивших в реальных аварийных условиях, достигнута: судно и люди после поступления сигнала SOS спасены, взаимодействие служб во многом отработано, а Госфлотинспекция Украины на деле подтвердила, что она — главная сила обеспечения безопасности на воде. Успешному проведению спасательной операции способствовало и то, что накануне комиссия Госфлотинспекции по заданию Минтранс-связи проверила объектовые аварийно-спасательные службы ряда портов. Никто, конечно же, не знал, где и когда произойдет авария, но получилось, что учебная тревога проверила спасателей по-настоящему. И многие ее участники, в т.ч. "потерпевшие" балаклавцы, отлично сыгравшие свою роль, заработали почетные грамоты и благодарности от ведомства.

В. Репетей особо подчеркнул, что при организации и проведении спасательных операций на обращение ГМСКЦ Одессы всегда мгновенно реагируют морская охрана Госпогранслужбы Украины и ГАО "Черноморнефтегаз". С их стороны никогда не было отказа от направления поисково-спасательных единиц и команд в район бедствия. Нужно помнить, что спасение терпящих бедствие выполняется на безвозмездной основе, независимо от местонахождения, гражданства и статуса лица, терпящего бедствие, и обстоятельств, при которых оно было обнаружено. Несмотря на коммерциализацию водного хозяйства страны и межведомственную разобщённость, благодаря усилиям Минтранссвязи, Госфлотинспекции, Укрморречфлота и некоторых специалистов в области поиска и спасения, которые ещё работают на таких предприятиях, как ГМСКЦ и ГП "МАРС", в морской зоне ответственности Украины организовываются и проводятся спасательные операции.

Реализация государственной морской политики Украины по международным договорам в условиях интеграции национальной транспортной системы в мировую, обеспечение безопасности в пределах территориальных вод и в морской зоне ответственности Украины на уровне современных требований нуждаются в усовершенствовании и развитии госсистемы обеспечения безопасности судоходства. И составная часть этой системы — создание Государственной морской поисково-спасательной системы Украины. Вот это и есть основной итог учений и главный вывод их участников, в т.ч. руководства: есть лишь отдельные компоненты такой общенациональной морской поисково-спасательной системы и их нужно объединять.

В соответствии с требованиями Международной конвенции ООН по морскому праву 1982 г. "каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей". При этом службам системы поиска и спасения предписано не только обнаружить лиц, терпящих бедствие, спасти их, но и обеспечить оказание им первой медицинской помощи и доставку оставшихся в живых в безопасное место. Оказание помощи любому судну или лицу, терпящему бедствие, служит национальным интересам государства, является устоявшейся международной практикой, основанной на традиционных гуманитарных обязательствах, и закреплено в Международном морском праве.

Наконец в этой системе должен занять достойное место воссоздаваемый Минтранссвязи и Госфлотинспекцией институт внештатных инспекторов, чьи полномочия и оперативность в решении многих вопросов обеспечения безопасности мореплавания порой даже выше, чем у штатных сотрудников. Пока же на Крым от Евпатории до Керчи — на все 7 портов — приходится лишь 36 таких инспекторов. Т.е. на каждого — по 100-400 кв. км акватории. Не хватает пока сил и средств полностью "отрабатывать" всю эту территорию и у штатных служб по отдельности. В общем, учения показали, что спасатели двигаются "в верном направлении", дело свое знают, "они в тельняшках", но их… мало и они пока разобщены.

Другие статьи этого номера