Станислав НИКОЛАЕНКО: «Мы вернем бесплатное высшее образование»

Если министр работает в трех правительствах подряд, о нем говорят, что он «на своем месте». Станислав Николаенко возглавил Министерство образования и науки в 2005-м и за два года стал одним из самых популярных правительственных чиновников в учительской, студенческой, родительской, журналистской среде. Он имеет свою позицию, которая основывается на социалистических взглядах и близка каждому из нас: бесплатное высшее образование, уважение и достойная зарплата учителям, искоренение коррупции… Приблизилась ли Украина хоть на шаг к этой цели? Результаты анализирует министр С. Николаенко.- Вам повезло работать под началом трех премьеров, которые никогда не были единомышленниками. Удавалось находить с ними общий язык?

— Я пришел в правительство, когда его возглавляла Юлия Тимошенко. Безусловно, она человек, не лишенный таланта. Может навести порядок, но поразительные результаты показывает только "на коротком забеге". С Юрием Ехануровым работалось легче, потому что он сам преподаватель и хорошо понимает проблемы образования. Что касается Виктора Януковича, то его главным преимуществом является умение выполнять обещания. У нас никогда не было конфликтов.

— Вы хотите продолжить работу в Кабмине и после выборов?

— Да, желание продолжить свою работу в правительстве у меня есть.

— С чего начинается реформа образования, с вашей точки зрения?

— С поддержки учителя. Без желания и активности педагогов ничего не изменится ни в школе, ни в университете.

Учителя — это настоящие "государственные" люди. Они за свою зарплату делают значительно больше, чем должны. И государство обязано это ценить.

Горжусь тем, что за 2,5 года, с тех пор как я работаю министром, в 2,5 раза увеличена зарплата

педагога: сначала школьный учитель получал 360 грн, в конце 2006-го — 930 грн, а до конца года планируем повысить зарплату еще на 40% — до 1250 грн в среднем. Таким образом, мы пытаемся компенсировать резкий рост коммунальных тарифов. Именно из-за подорожания коммунальных услуг у нас начался отток преподавательских кадров, а ведь год назад проблема с заполнением вакансий в школах была полностью решена.

— Но и на 1250 грн не пошикуешь, особенно если нужно содержать семью…

— Да, на первых порах школьных педагогов устроила бы средняя зарплата в 2000 грн, а преподавателей высшей школы — 3500-4000 грн. Это моя цель, которую поддерживают правительство и парламент.

Также, в соответствии с законом "Об образовании", который в свое время я инициировал в парламенте, сегодня мы доплачиваем педагогам 10-30% за стаж, "оздоровительные" и премиальные к Дню учителя — в размере оклада. За классное руководство — дополнительно 20-25% оклада. А помните, как было раньше? Анекдот ходил: в темном подъезде к учительнице, которая в одной руке держит кипу тетрадей, а в другой — авоську с хлебом и кефиром, подскакивает грабитель с пистолетом: "А-ну, отдай часы!" А учительница решительно: "Часы не дам, забери лучше клас- сное руководство!"

Так вот, после установления новых доплат учителя даже соревнуются за право опекать класс. И за проверку тетрадей добавляем 10-20%, и за заведование мастерскими, учебными кабинетами — 10-20%.

Пытаемся решить и болезненный квартирный вопрос. В очереди на получение жилья стоят 10 тысяч педагогов. До недавнего времени им выделяли где-то 130 квартир в год (данные 2004 г.). Такими темпами человек будет ждать жилье 146 лет! А купить его не было никакой возможности.

В 2006 г. квартир было выделено уже 800. Развиваются льготное кредитование, программа "50/50", министерство обращается к местной власти с просьбой решать эти вопросы в регионах. Не забываем эту проблему.

— Сохранены ли льготы сельским учителям, в частности их освобождение от службы в армии?

— Не только сохранены, но и распространены на всех педагогов, в том числе городских.

— Тысячи бывших абитуриентов и их родителей находятся еще под впечатлениями последней вступительной кампании в высшие учебные заведения. Говорят, коррупция непреодолима.

— Не согласен. Ежегодно мы проводим анонимные опросы студентов с целью выяснить, кто из них поступил благодаря взяткам. Количество таких абитуриентов уменьшается.

Конечно, я далек от мысли, что за два года министерству удалось побороть "мохнатую лапу". Но когда я пришел на свою должность — сразу сказал: не сделаю ни одного звонка с просьбой зачислить на курс, поставить нужные оценки и тому подобное. Были попытки у некоторых работников министерства "влиять" на ректоров, за это чиновники поплатились своими рабочими местами.

— А должны были поплатиться свободой…

— Поймите, у коррупции — глубокие корни, в том числе и по убеждению большинства населения (52%), взятка — наилучший способ решения проблемы. Меня удивляют студенты, которые мало того что платят за учебу по контрактной системе, так еще и неофициально оплачивают вступительные экзамены, хорошие оценки на сессии, а затем жалуются на коррупцию.

Конечно, преподавателя, у которого зарплата 400 грн в месяц, легко соблазнить зеленой бумажкой. Потому мы и подняли зарплату почти втрое. Также активно развиваем систему внешнего тестирования. В 2008 году сможем сделать так, чтобы все выпускники школ имели возможность поступать в университеты путем внешнего тестирования по украинскому языку (100% абитуриентов), математике, истории (почти все), биологии, химии, физике, английскому языку…

Более того, мы внедрим внешнее тестирование и в… вузах. Так, закончил студент первый курс — пусть сдает тест в другом университете. Если оценки слабы — пусть освобождает место. Ведь плохие студенты не дают возможности умным детям получить образование. Тем более когда мы говорим о постепенном увеличении бюджетного заказа в вузах, то есть о "бесплатных" местах. Почему их должны занимать те, кто плохо учится?

— А как в настоящий момент с бесплатным высшим образованием?

— Министерству удается лоббировать эту идею во всех правительствах. Наше достижение — это увеличение бюджетных мест до 50%. И поверьте, возобновление 100-процентной бесплатной учебы в высших учебных заведениях — это абсолютно реальная перспектива, причем ближайших лет. Я являюсь однозначным сторонником такого права украинских студентов.

— Что же тогда будет с коммерческими вузами? Кстати, как министерство борется с лжеобразованием — выдачей дипломов «обеспеченным» студентам без качественных знаний?

— Качество образования — это главный принцип, который определяет последующую судьбу любого заведения. Мы пытаемся контролировать качество программ и преподавания, хотим с помощью тестирования в школах обнаружить слишком слабых и посредственных выпускников, которые должны потерять право поступать в вузы. Тех, кто с помощью взяток и "крутых" знакомств попадает в университеты и занимает там место одаренных детей.

Также на качество образования будет влиять и растущая конкуренция среди вузов. В настоящий момент высшие учебные заведения Украины предлагают 680 тысяч мест для выпускников школ. А самих выпускников — 400 тысяч. Через пять лет количество потенциальных студентов вообще уменьшится до 270 тысяч. Понятно, что более слабые вузы будут вынуждены закрыться.

Другие статьи этого номера