Аварии по плану

Водоводы города настолько изношены, что аварии на них уже стали нормой, а не чрезвычайной ситуацией.

В понедельник, 3 сентября, около 23 часов произошла авария на главном городском водоводе. Вода из-под земли фонтанировала на дорогу в дачном массиве на Сапун-горе. По сигналу тревоги были отключены насосные агрегаты и произведено переключение системы водоснабжения микрорайонов города. Отсутствие подачи воды в Севастополь горожане почувствовали только утром, когда аварийные бригады коммунального предприятия "Севгорводоканал" уже развернули фронт работ на месте аварии. Основная "фабрика" питьевой воды Севастополя — третий гидроузел, где и происходит очистка чернореченской воды, — находится в поселке Штурмовом. От третьего гидроузла 52 года назад была проложена 13-километровая магистраль до 20-го гидроузла на улице Хрусталева. Там вода перераспределялась между микрорайонами Ленинского и Гагаринского районов.

Чугунная труба диаметром 800 миллиметров — сооружение надежное и прогрессивное для середины прошлого века. Но и она имеет отпущенный ей срок эксплуатации. Аварии на этой магистрали стали уже системой. Но замена водовода потребовала бы около 15 миллионов гривен. Таких денег предприятие не имеет, и городской бюджет их пока не предусматривает.

…Экскаватор метр за метром обнажил чугунную трубу в месте разрыва. Непрерывно работали насосы, откачивая воду из траншеи. Стоя по пояс в воде, специалисты вручную определили место повреждения. А затем и визуально стало видно, где в мутной от глины воде котлована из трубы вырывается чистая вода. На плато Сапун-горы водовод на протяжении пяти километров проложен практически без уклона. И оставшаяся после выключения насосов в трубе вода продолжала указывать место разрыва. Одна из чугунных секций лопнула вдоль оси почти на полтора метра. Предстояло ее извлечь из земли и заменить стальной вставкой такого же диаметра.

Задача усложнялась тем, что нельзя было повредить соседние секции. А чугун полувековой давности стал хрупким и мог непредсказуемо откликнуться на любые удары кувалдой или деформацию водовода. Электросварщикам пришлось буквально по кусочкам вырезать стык поврежденной секции, стоя по пояс в воде. Операция по разборке трубы продолжалась в течение пяти часов. Затем автокран извлек разрушенную секцию из водовода. На ее место установили уже подготовленную стальную трубу. Стыки зачеканили расплавленным свинцом и включили насосы на гидроузле. Убедившись в высоком качестве ремонтных работ, специалисты вновь закрыли водовод слоем грунта. Ремонтные работы продолжались всю ночь и завершились только утром. Водовод введен в штатный режим работы. Аварийно-восстановительные работы обошлись ГКП "Севгорводоканал", по предварительным данным, в сумму около 50 тысяч гривен.

А что касается перспектив замены отслужившего свой век чугунного водовода, то мировая практика предлагает интересное решение, не предусматривающее проведения земляных работ. На магистрали демонтируется задвижка, и в чугунную трубу вдвигается пластиковый чулок чуть меньшего диаметра, чем сама труба. Такой чулок может быть сколь угодно длинным. Стыки беспроблемно завариваются специальными приборами. Затем задвижка устанавливается на место. Водовод не нужно выкапывать из земли. Он послужит панцирем для новой пластиковой трубы, по которой и пойдет вода. Срок эксплуатации новой трубы значительно превосходит тридцатилетний ресурс стального водовода. Такие работы, безусловно, требуют денег. Но не стоит забывать, что плановые работы по замене водовода обойдутся дешевле, чем все аварийные работы на локальных участках.

В. ИЛЛАРИОНОВ.

Кстати

По сообщению заместителя председателя городской госадминистрации Игоря Локтионова, коммунальные предприятия города — ГКП "Севгорводоканал" и КП "Севтеплоэнерго" СГС — погасили задолженность за электроэнергию. А темпы погашения задолженности теплоэнергетиками за газ таковы, что отключение от газовой магистрали Севастополю пока не грозит и у коммунальщиков остается возможность подавать горячую воду населению по графику. Достигнуть этого удалось благодаря полученному в банке кредиту под залог головного здания водоканала. Однако, считает Локтионов, такое положение не снимает с повестки дня вопрос о повышении тарифов на тепло и воду. Предположительно, в октябре сессия горсовета будет рассматривать перспективу повышения тарифов для всех групп потребителей. Свои предложения на этот счет администрация уже внесла в городской совет.

Взгляд на проблему

ТАК В ЧЕМ ЖЕ РЕФОРМА ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА?

"Уже несколько лет в средствах массовой информации, в том числе и на страницах "Славы Севастополя+", обсуждается вопрос о необходимости реформы в работе жилищного хозяйства. Потрачены немалые деньги на различные семинары, обмены опытом, поездки в европейские государства… но дело очень плохо двигалось вперед… Шли годы, но ничего не менялось. Приходили новые люди, дававшие обещания, имеющие благие порывы, но музыка не играла. Сама идея городского совета о том, что подача услуги должна быть сосредоточена в одних руках, бесспорно, правильная. Но плохо то, что со стороны администрации за этим решением не последовали строгие меры контроля…

А ведь реалии таковы: из всех рэпов в ГКП "Севгорводоканал" и КП "Севтеплоэнерго" СГС забраны монтажники сантехнического оборудования. Теперь, если заливаются все этажи водой, засорилась канализация, погас свет, надо звонить в городские сети… Вы знаете, сколько дней надо ждать, чтобы была устранена ваша чрезвычайная ситуация? Вы знаете, сколько с вас за это возьмут? В былые времена, имея все рядом, можно было быть уверенным, что в этот же день или на следующий все будет устранено и многое — совершенно бесплатно. А сейчас предприятия, оказывающие услуги, — ГКП "Севгорводоканал", КП "Севтеплоэнерго" СГС — создали структуры обслуживания нас с вами, которые по численности превышают штаты, существующие в рэпах, а качество обслуживания только ухудшилось. Утечки канализации, воды устраняются через неделю, а порой и позже. А по "Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий" срок исполнения — немедленный! Создается антисанитарная ситуация. ГКП "Севгорводоканал" не убирает залитые подвалы, не дезинфицирует. Отсюда — блохи, крысы и просто вонь.

Зима не за горами, а КП "Севтеплоэнерго" СГС практически не готовит дома к отопительному сезону из-за отсутствия бюджетных средств…"

(Из письма в редакцию В.П. Храбровского, жителя ул. Б. Михайлова).

___________

Каждый севастополец имеет право высказать собственную точку зрения. Тут, как говорится, без комментариев. В своем письме наш читатель коснулся еще создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), высказав интересную мысль о том, что прототипом ОСМД является не что иное, как ЖСК. Кроме того, В.П. Храбровский высказался в пользу создания системы воспитания культуры потребителей, призванной привить чувство хозяина, владельца дома, а также за введение строгой системы штрафов за нарушения санитарных норм, незаконную перестройку квартир, захламление подъездов и придомовых территорий.

Исходя из столь заинтересованной реакции севастопольцев, с уверенностью можно сказать только одно: впереди очень много работы по реформированию и коммунального, и жилищного хозяйства. И в ней без помощи и участия севастопольцев просто не обойтись.

Другие статьи этого номера