Украинское кино есть!

Профессиональный праздник работников кинематографии — День украинского кино — учрежден указом президента Украины в 1996 году и отмечается ежегодно во вторую субботу сентября. Следовательно, в этом году работники данной сферы деятельности, а также все севастопольцы празднуют День украинского кино сегодня, 8 сентября.
Накануне этой даты, пусть и не круглой, мы встретились с директором КП «Киновидеопрокат», членом Союза кинематографистов Украины, человеком, преданным кино, и настоящим профессионалом Валентином Валентиновичем ГРЕБЕЛЬНЫМ. Разговор состоялся довольно откровенный и содержательный. И касался он не только сегодняшнего состояния дел, но и небольшого экскурса в историю украинского кино.- Валентин Валентинович, почему-то бытует мнение, что у украинского кино нет своей собственной истории. Так ли это?

— Позволю себе с этим не согласиться. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что до недавнего времени, в период существования Советского Союза, как бы не очень принято было делить что-то на свое и чужое. Мы привыкли, что "все вокруг колхозное, все вокруг мое". Естественно, это касалось и кинопроизводства, и кинопроката. Если и была украинская киноистория, то мы всегда считали ее общей, советской.

Между тем первая украинская киносъемка состоялась еще в сентябре 1896 года в Харькове, где фотограф Альфред Федецкий снял несколько хроникальных сюжетов. А уже спустя два месяца, в декабре, мастер устроил первый украинский киносеанс в Харьковском оперном театре. В целом же с историей дореволюционного синематографа в Украине связано творчество многих популярных актеров. Настоящей королевой экрана (надо заметить, немого) в те годы была, конечно же, Вера Холодная, родившаяся в Полтаве и много снимавшаяся в Одессе.

Не последним фактом в истории украинского кино считаю и то, что в 1922 году было основано Всеукраинское кинофотообъединение, которому удалось главное — реконструировать одесское и ялтинское предприятия, а уже в 1928 году — ввести в строй Киевскую кинофабрику, которая впоследствии стала известной Киевской киностудией имени Александра Довженко. И, вне сомнения, еще один факт, заслуживающий внимания: появление в 1930 году первого звукового фильма — документальной киноленты "Симфония Донбасса" Д. Вертова. Можете себе представить, какой фурор произвела эта первая звуковая лента! Ведь до этого момента зрители могли следить за развитием действия на экране под аккомпанемент тапера, поскольку кино было беззвучным — немым.

— То есть можно с уверенностью утверждать, что украинские мастера прошлого века создали собственную яркую, колоритную киношколу…

— Да-да, которая, вне сомнения, весьма достойно обогатила мировое кино. Чего стоят только имена Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Марка Донского, Сергея Параджанова, Леонида Быкова, Леонида Осыки, Ивана Миколайчука… Этот список можно продолжать и продолжать.

— С прошлым у нас, кажется, все в порядке. А что с настоящим?

— С настоящим тоже не все так плохо, как видится на первый взгляд. Нашу отрасль как одну из важнейших составляющих культуры государство без внимания не оставляет. Этому способствует и созданный департамент по кинематографии при Минкульте Украины. Но при этом и президент, и Верховная Рада Украины, понимая значимость нашей сферы, стараются поддерживать нас на государственном уровне. С 2003 года в стране действует закон "Об общегосударственной программе развития киноиндустрии на 2003-2007 годы".

В ближайшее время ожидается подписание указа президента о поддержке кинематографии; ряд законопроектов находится на рассмотрении в Верховной Раде. К слову, в них содержатся очень важные, я бы даже сказал определяющие, моменты, касающиеся финансовой стороны вопроса. К примеру, один из проектов закона предусматривает отчисление на развитие 5% сборов от всех видов кинопроката, причем треть из этих пяти должны оставаться в местном бюджете. Кроме того, в законопроектах предусматривается и ряд налоговых льгот (в частности по НДС) при прокате украиноязычных кинолент.

— На ваш взгляд, поможет это развитию отечественного кино?

— Уже помогает. Судите сами: на сегодняшний день уже готовится премьерный показ шести отечественных кинолент — "У реки", "Два в одном", "Богдан Хмельницкий", "Запорожец за Дунаем", "Убийство в зимней Ялте", "Приблуддя". Три работы украинских кинематографистов представлены в конкурсном показе на фестивале продюсерского кино, который открылся в Ялте 4 сентября. Причем, хочу подчеркнуть, это не низкопробные и успевшие всем надоесть образчики, простите, дешевого кино. Это глубокие, серьезные, мастерски сделанные, интересные работы. Я уверен, что они привлекут внимание и вызовут интерес у наших зрителей. А наша публика, как известно, очень взыскательна. Ее на мякине не проведешь.

— Валентин Валентинович, мы с вами все больше о глобальном. Давайте перейдем к Севастополю.

— С удовольствием. Мне за период работы руководителем КП "Киновидеопрокат" (с 1993 года. — Авт.) есть что сказать севастопольцам. Прежде всего (и в этом отличительная от других городов Украины особенность Севастополя) нам, несмотря на трудности и проблемы, удалось сохранить кинотеатры, то есть базу, где можно и должно показывать кино. Лишь два из городских кинотеатров — "Севастополь" и "Спутник" — были в свое время сданы в аренду с последующим перепрофилированием. Их сохранить не удалось. Вся остальная сеть принадлежит севастопольской громаде. Это исключительно важный момент. Представьте себе, если бы сегодня нам было что показывать зрителям, но не было бы где. Более того, мы не только сохранили всю сеть, мы ее еще и развиваем, оснащаем наши кинотеатры современным оборудованием, обновляем интерьеры, закупаем новые, удобные кресла. Иными словами, стараемся сделать так, чтобы поход в кинотеатр и просмотр фильма были приятными и комфортными для севастопольцев и гостей города. Используем и так называемые новые формы работы. Ваша газета к юбилею кинотеатра "Москва" уже писала о том, что в 2006 году там был открыт современный малый зал "Синема". Отмечу, что финансируем все эти мероприятия мы за счет собственных средств. Помогают нам в этом и городские власти — администрация и горсовет. Частенько обсуждаем возникающие вопросы и с руководителями управления культуры и туризма СГГА. Планы у нас большие, но, думаю, они нам по плечу. Я очень благодарен людям, которые в разное время работали и сегодня работают в сфере кино Севастополя. Без них, без их поддержки, энтузиазма, творческой жилки, неравнодушия ничего бы не получилось.

— В канун праздника у вас есть возможность назвать их персонально…

— Если честно, назвал бы всех. Но особенно благодарен Р.В. Боровой, Е.М. Руденко, В.Е. Поповой, В.А. Самолдину, В.И. Петрову, И.Г. Князевой, Н.Я. Валиулиной, А.М. Кольцовой, Е.И. Табачной, Н.Е. Шевченко и многим-многим другим. Каждый из этих людей — целая эпоха севастопольского кино. Искренне поздравляю их с нашим профессиональным праздником. Еще я хотел бы выразить признательность и поздравить с Днем украинского кино наших коллег — работников КП "Кинообъединение "Киномир". Мы делаем в Севастополе общее дело. И если будем делать его слаженно и согласованно — выиграют все, и прежде всего севастопольские зрители — любители и ценители настоящего кино.

— Спасибо за беседу, Валентин Валентинович. С праздником вас! Успехов и процветания вашему предприятию!

Другие статьи этого номера