Жестокие дети

В последние годы специалисты фиксируют рост агрессии у детей: в том, что со временем милые малыши превращаются в настоящих чудовищ, зачастую виноваты взрослые.
Начался очередной учебный год, ставший долгожданным этапом в жизни почти трех тысяч севастопольских семей, чьи малыши впервые переступили школьный порог. Идет процесс адаптации первоклассников, от успешности которого в дальнейшем будет зависеть многое. Главное сейчас — поддержать ребят, направить их энергию в нужное русло. К сожалению, в последнее время специалисты отмечают рост агрессии у детей. Причем речь идет не только о жестоком обращении ребят друг с другом. Увеличилось количество уголовных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так, только в прошлом году в севастопольских судах рассматривалось 112 дел в отношении подростков. В итоге были осуждены 88 мальчиков и 11 девочек. А ведь, как считают специалисты, крайностей можно было бы избежать, если бы вышедшим из-под контроля сорванцам была вовремя оказана соответствующая помощь. Известно, что «трудными» дети не рождаются. Почему же они становятся такими?

МАЛЕНЬКОЕ ЧУДОВИЩЕ

"…11 октября на уроке труда произошел инцидент между моим сыном и его одноклассником. В ходе конфликта одноклассник схватил ножницы со своей парты, подбежал к моему сыну, замахнулся, пытаясь ударить ими в область сердца. В это время учительница успела подставить свою руку. Удар пришелся по браслету ее часов. Браслет лопнул, часы упали на пол. Мы в ужасе от такого поступка. Просим администрацию школы принять соответствующие меры и защитить нашего ребенка от такого ученика, как одноклассник моего сына".

Данное заявление было написано родителями на имя директора одной из севастопольских школ. При последующем разбирательстве выяснилось, что описанный в заявлении случай жестокого обращения четвероклассника с одноклассником далеко не единичный.

"Саша обучается в общеобразовательной школе, — говорится в психолого-педагогической характеристике ученика. — С первого класса у него стало проявляться неадекватное поведение. Он мог запросто подраться с одноклассниками, наговорить им оскорбительных слов и уйти с урока. Все обиды он решал кулаком. Его мама призналась в том, что родители сами учили сына сразу бить "обидчиков" в переносицу. Этим советом Саша стал пользоваться очень часто. Во втором классе на утреннике ударил музыкальным инструментом одноклассницу и рассек ей губу. В ответ на претензии Сашина мама отреагировала оригинально, заявив: "Значит, у нее (девочки) много лишней крови".

Родители избитых детей неоднократно обращались к завучу с просьбой уладить конфликты, но принятые меры не помогали. В третьем классе проблемы начались с первого дня учебы. На праздничной линейке Саша подрался с одноклассником. Конфликт закончился "разборкой" родителей, с которыми потом была вынуждена беседовать завуч. Через четыре дня конфликт повторился: Саша, находясь в агрессивном состоянии, вытащил ручку и начал наносить ею своему противнику многочисленные удары в грудь и в голову. Классный руководитель растаскивала мальчиков, защищая от травм. Но все равно на груди у пострадавшего остались синяки.

Очередной конфликт произошел в октябре на уроке труда. Вскочив с первой парты, Саша побежал к последней, схватил ножницы и набросился на сидящего там одноклассника лишь потому, что ему показалось, будто тот сказал что-то обидное в его адрес. Данный инцидент мог закончиться трагично, если бы не вмешательство подоспевшего учителя. Смертоносный удар пришелся ей по руке. После этого родителям Саши было предложено перевести ребенка в другой класс. Но они просили "потерпеть" их сына до Нового года, дать ему шанс исправиться. В это время контроль с их стороны был действительно жесткий. Но конфликты с одноклассниками продолжались. На уроке физкультуры во время игр Саше показалось, что одна из девочек что-то сказала в его адрес. Он ее ударил, нецензурно выражался.

С 4-го класса Саша начал систематически прогуливать уроки. Потом ушел из дома. А когда вернулся, директор школы предложила маме осуществлять жесткий контроль за посещаемостью и поведением сына, а классному руководителю — принять все меры, чтобы вернуть ребенка в школу, а именно: быть с ним мягче, не придираться, избегать замечаний. После этого Саша почувствовал полную безнаказанность. Начал курить на переменах, собирая вокруг себя младшеклассников и с гордостью говоря им: "Я уже взрослый, я курю!" (данный факт рассматривался завучем). На уроках не работает, тетради не носит, в портфеле — одни учебники, сигареты, зажигалка. Домашние задания не выполняет, тематические работы не сдает. На занятиях может лечь на стулья и отдыхать, получая от этого удовольствие. А может встать, собрать вещи и уйти. С детьми по-прежнему агрессивен. На уроке физкультуры без причины схватил за голову одноклассника и стукнул о батарею. При этом пострадавший мальчик получил серьезную травму головы и был доставлен "скорой помощью" в больницу.

Мама Саши полностью оправдывает поведение сына, обвиняя во всем учителей и детей. Она покрывает его прогулы, подделывая медицинские справки якобы о болезни сына (факт подделки подтвержден детской поликлиникой). В итоге Саша не желает контролировать свои слова, поступки, поведение, а так и говорит: "Вот придет моя мама, и всем вам плохо будет!" Неадекватное поведение Саши и направленная на одноклассников агрессия привели к тому, что работающие в классе учителя боятся последствий. Слова Саши "Я брошусь под поезд!" могут оказаться реальностью. И кто тогда будет нести ответственность? Как нам поступать в сложившейся ситуации? Сашиной маме в кабинете завуча в присутствии школьного психолога было предложено обратиться к психологу в центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, посетить психоневролога для обследования ребенка, обратиться в медико-педагогическую комиссию. По словам мамы, к психологу в центр они обращались. Там им сказали, что у Саши все хорошо, однако письменное заключение психолога в школу представлено не было…"

НА ГРАНИ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

За комментариями мы обратились к доктору медицинских наук, главному научному сотруднику Харьковского института неврологии, психиатрии и наркологии, члену комиссии судебно-психиатрической экспертизы профессору И.И. КУТЬКО.

— Такое агрессивное поведение ребенка ненормально, — говорит Игорь Иванович. — Нужно немедленно показать мальчика детскому психиатру, так как не исключено начало психического заболевания. Если маленький ребенок злобен, раздражителен, щипает, кусает своих одноклассников, пытается сделать им больно — это серьезный "звоночек" для взрослых. В данном случае родителям стоит задуматься о визите к врачу, так как неадекватное поведение ребенка может быть вызвано, с одной стороны, дефектом воспитания, а с другой — так может формироваться психическое заболевание, и разобраться в этом, отличить здорового от больного может только специалист.

Если же родители отказываются показать ребенка врачу, сделать это может учитель по своей инициативе, и ничего страшного в этом нет. Просто мама данного мальчика не понимает, к каким серьезным последствиям может привести ее отказ заниматься воспитанием и здоровьем сына. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. К сожалению, в последние годы судебным психиатрам приходится констатировать, что агрессия подростков выросла до невиданных размеров. Во все времена встречались юные "дарования", которые шокировали людей своей жестокостью. Но за последние десять лет таких случаев стало раза в два больше. И тревожит прежде всего увеличение именно тяжких правонарушений с участием подростков: изнасилований, грабежей, убийств. Сейчас специалисты пытаются выяснить, в чем же причина такого явления: в недостатке семейного воспитания, потере авторитета школы, влиянии современных фильмов? Когда я на экспертизе спросил у подростков, изнасиловавших и убивших свою одноклассницу, почему они это сделали, мальчики ответили, что решили испробовать в жизни то, что показывают в видеофильмах. Фильмы действительно очень влияют на наших детей. Дело в том, что до 16 лет у ребят преобладает инстинкт подражания. А что они видят в современных кинолентах? Удачливых убийц и насильников, которых и избирают своими героями. Кстати, многие подростки под влиянием киногероев начинают употреблять алкоголь и наркотики, после чего совершают такое, о чем в трезвом состоянии даже не помыслили бы. Недаром в милицейских сводках часто значится: "Был в состоянии алкогольного (или наркотического) опьянения". А в последнее время у молодых людей появился еще один сильный стимул — карточный (компьютерный и так далее) долг. Один харьковский студент проиграл в казино огромную сумму. Чтобы рассчитаться с кредиторами, парень заказал убийство своих родителей. После их смерти он рассчитывал продать квартиру и таким образом вернуть долг. Члены судебно-психиатрической экспертизы не нашли у него отклонений, сейчас парень отбывает наказание. Но таких "клиентов", готовых на все из-за проигранных денег, у нас становится все больше.

Еще одна из наиболее распространенных причин детской жестокости — насилие в семье. Институт социологических исследований НАН установил, что 68% женщин страдают от домашнего насилия. 20% из них терпят побои от мужа. И дети это видят! Часто жертвой домашнего тирана становятся не только жена, но и сын или дочь. И нередки случаи, когда ребенок в ответ на издевательства отца наносит ответный удар, проявляет агрессию по отношению к другим людям. Жестокое обращение с детьми порождает ответную негативную реакцию у ребенка. В моей практике был случай, когда в ответ на издевательства родителей 5-летняя девочка подсыпала им в пищу яд!

Поэтому, если учитель видит, что ребенок чересчур агрессивен, старается нарочно сделать соседу больно, необходимо настаивать на том, чтобы ребенка проконсультировали у детского психиатра. Потому что своевременно оказанная медицинская помощь помогает избежать многих негативных последствий. В особом внимании нуждаются дети, перенесшие родовую травму или более поздние повреждения головы (сотрясение, инфекцию, интоксикацию мозга), которые могут впоследствии провоцировать психические нарушения и агрессивное поведение, которое можно считать состоянием на грани нормы и патологии.

Елена ИВАНОВА.

В продолжение темы

ПО ПРОСЬБЕ РЕДАКЦИИ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТАКЖЕ ПРОКОММЕНТИРОВАЛО СИТУАЦИЮ

— Решение проблем взаимоотношений в детском коллективе не всегда регулируется нормативами и законодательством и в основном лежит в плоскости психолого-педагогического воздействия со стороны учителей и администрации школы, — говорит заместитель начальника городского управления образования Жанна Валерьевна Слюсарь. — Если ребенка систематически обижают в школе, то родители вправе обратиться к классному руководителю, так как в соответствии с законом Украины "Об образовании" (статья 56) педагогический работник обязан "защищать детей… от каких-либо форм физического или психического насилия". Следующими шагами классного руководителя по урегулированию конфликтных ситуаций должна стать организация работы школьного психолога и социального педагога, которые сейчас есть в каждой школе. Обязать родителей беспокойного ребенка пойти на консультацию в медико-психологическую комиссию не может ни учитель, ни администрация школы, хотя право настаивать на обследовании ребенка у педагогов, как у компетентно работающих с детьми людей, есть. Вообще говоря, грамотные и профессиональные действия педагога, особенно в начальной школе, являются главным фактором устранения конфликтов.

Другие статьи этого номера