Как отчитаться в Пенсионный фонд, не выходя из офиса?

Среди большого количества отчетов, которые страхователи и застрахованные лица представляют в различные фонды, учреждения и организации, немалое место занимает отчетность перед Пенсионным фондом Украины. Основными ее формами являются: расчет суммы страховых взносов (приложения 23, 25 и др.) и отчет в систему персонифицированного учета.
В апреле 2007 года постановлением правления Пенсионного фонда Украины был утвержден «Порядок представления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме» (далее — Порядок), который определяет общие принципы организации информационного обмена между фондом и страхователями. Фактически это документ, позволяющий представлять отчетность, не покидая офиса. О новом Порядке отчетности рассказывает заместитель начальника управления — начальник отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей УПФУ в Ленинском районе Севастополя Нина Михайловна ШИРОКОВА.- Нина Михайловна, какое отличие в представлении отчетности по новому Порядку?

— Электронная отчетность в соответствии с данным Порядком предоставляет страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях. Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с электронной цифровой подписью (ЭЦП) страхователя (его должностных лиц), в соответствии с законодательством являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны сохраняться и могут использоваться как доказательство в суде или во время рассмотрения споров в досудебном порядке. Для электронных отчетов устанавливаются отчетные периоды и сроки представления, определенные законодательством для соответствующих отчетов в бумажной форме. В системе электронного документооборота страхователь создает электронный отчет с помощью специализированного программного обеспечения:

— Программный комплекс "Автоматизированное рабочее место — отчет страхователя" (АРМ-ОС), который страхователь может бесплатно получить в управлении Пенсионного фонда Украины в районе, где он зарегистрирован как плательщик страховых взносов.

— Программное обеспечение "БЕСТ ЗВ?Т ПЛЮС" с правом формирования и отправки отчетных документов в Пенсионный фонд.

— Каким образом отчетность будет поступать в Пенсионный фонд?

— Схема представления электронной отчетности достаточно проста. После подготовки отчет заверяется ЭЦП должностных лиц страхователя в таком порядке: первая — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), вторая — ЭЦП руководителя (директора), третья — ЭЦП, которая является аналогом оттиска печати страхователя. Заверенный электронный отчет шифруется и направляется в центр обработки электронных отчетов через телекоммуникационные каналы общего пользования. Второй экземпляр электронного отчета сохраняется у страхователя. Центр обработки электронных отчетов после получения осуществляет расшифровку электронного отчета, проверку его целостности путем проверки ЭЦП, выполняет проверку соответствия электронного отчета установленному формату и формирует квитанцию о получении. Заверенная ЭЦП центра обработки электронных отчетов и зашифрованная квитанция присылаются страхователю телекоммуникационными средствами общего пользования. Второй экземпляр квитанции сохраняется в центре обработки электронных отчетов. Датой и временем представления электронного отчета являются дата и время, которые зафиксированы в квитанции о получении электронного отчета.

Центр обработки электронных отчетов заверяет электронный отчет страхователя собственной ЭЦП, передает его в соответствующее управление Пенсионного фонда Украины, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов. Электронный отчет не считается полученным в соответствии с требованиями Порядка, если страхователь не получил квитанцию о получении электронного отчета или получил квитанцию, которая содержит информацию о неправомерности ЭЦП страхователя или несоответствии утвержденному формату электронного отчета. Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, представленный страхователем к окончанию сроков представления соответствующей отчетности, определенных законодательством.

— Нина Михайловна, сколько страхователей уже перешли на электронную отчетность?

— Электронная отчетность в систему персонифицированного учета ПФУ практикуется уже давно и стала обязательной. После разработки соответствующего программного обеспечения актуальным стал вопрос представления электронной отчетности по форме "Расчет суммы страховых взносов" (приложения 23, 25 и др.). На сегодняшний день управлению ПФУ в Ленинском районе представляют данную отчетность в электронной форме около 80 страхователей, 14 из них — с использованием ЭЦП.

С 11 сентября каждый вторник и четверг в нашем управлении проводятся обучающие семинары по работе в программном комплексе "АРМ-ОС".

По всем интересующим вопросам представления электронной отчетности страхователи могут получить консультации у специалистов районных управлений, на сайте главного управления ПФУ в Севастополе по адресу: www.pfu.platnik.com.ua или на личном приеме, который проводится по понедельникам с 14 до 17 часов по адресу: ул. Карантинная, 16, кабинет N 12, тел. 55-54-31.

Другие статьи этого номера