Деньги Московской области спасли памятник Затопленным кораблям

Наша газета уже писала о том, что Севастополь мог остаться без своей главной визитной карточки — памятника Затопленным кораблям. Благо, помощь подоспела вовремя.

В рамках реконструкции Приморского бульвара на средства правительства Московской области в срочном порядке началась реставрация монумента. Сегодня уже выполнены обследование надводной и экспертиза подводной части памятника. Предстоит провести серьезные гидротехнические работы. Специалисты не ожидали, что памятник окажется в столь удручающем состоянии. Дело в том, что агрессивная среда вокруг монумента способствует разрушению камня, из-за чего гранит теряет свой первоначальный вид. Но и это еще не все. По оценке председателя правления благотворительной организации "Возрождение славянского единства" Сергея Глебова, "на сегодня состояние памятника крайне неудовлетворительное. Причем проблемы есть как с подводной, так и с внешней его частью. К сожалению, после реставрации монумента в 2004 году приходится многое переделывать. Так, например, тогда орел, венчающий памятник, был покрашен. Этого категорически нельзя было делать. Более того, если был бы серьезный шторм, мы бы могли просто потерять памятник Затопленным кораблям. Проблема в том, что повреждено основание памятника, разбросаны укрепительные блоки. Приходится бороться и с отколами, которые имеются даже на орле".

Подтверждает сказанное и руководитель частного севастопольского предприятия, которому доверено проводить реставрационные работы, Галина Пурнис: "Реконструкция была просто необходима. Без нее могли последовать страшнейшие разрушения памятника. После обследования монумента мы столкнулись с множеством трудностей. На крыльях у орла были обнаружены раздвоения, для устранения которых пришлось воспользоваться холодной сваркой. Сейчас у нас проблемы с колонной — уже третий раз пытаемся восстановить натуральный цвет диорита. Надеюсь, на этот раз получится. У нас работают высококлассные, досконально знающие свое дело специалисты, на счету которых — реставрация многих уникальных памятников Севастополя. Работа над памятником Затопленным кораблям — огромная честь для нашего коллектива. Мы благодарны Сергею Куницыну за оказанное доверие и намерены справиться со взятыми на себя обязательствами на самом высоком уровне".

Работы на памятнике ведутся успешно. В данный момент идет укрепление бетоном на стыках гранита. Устраняются трещины. Кроме того, вся надводная часть памятника — и орел, и колонна, и гранитные глыбы — покрываются специальным восковым защитным слоем типа энкаустики. Последнее — отнюдь не ноу-хау. Подобными составами египтяне защищали от агрессивной среды свои пирамиды, а греки — Парфенон. Реставраторы отмечают, что благодаря тому, что на всю поверхность памятника, включая гранитную часть, будет нанесен воск, сооружение будет выглядеть "немного теплей и обобщенней". Кстати, по словам Галины Пурнис, в первозданном виде главная визитная карточка Севастополя имела несколько другой вид, но со временем некоторые элементы были утрачены. В частности, до наших дней не дожили якорь и гранитные глыбы, затонувшие в море. С правой стороны памятника еле видна надпись: "город Севастополь", однако она пока тоже не восстановлена.

Специалисты обещают, что, если не возникнут какие-либо проблемы и не обнаружатся новые повреждения, реставрация видимой части монумента будет завершена уже через несколько дней. Что касается подводной части, то над проектом ее реставрации заканчивают работу специалисты севастопольского предприятия "Моргидропроект".

Анна МОСКАЛЕНКО.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Памятник Затопленным кораблям установлен в море на искусственной скале. Представляет собой колонну с бронзовым орлом, который держит в клюве венок. На пьедестале надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 для заграждения входа на рейд". После неудачного для русской армии Альминского сражения возникла угроза захвата Севастополя. Для предотвращения прорыва неприятельского флота на внутренний рейд Севастополя в сентябре 1854 г. между Константиновской и Александровской батареями были затоплены линейные корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три Святителя", "Уриил", фрегаты "Сизополь" и "Флора". После осеннее-зимних штормов вследствие частичного разрушения этой преграды в ноябре-декабре были затоплены корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". А в феврале 1855 г. между Михайловской и Николаевской батареями на дно бухты легли корабли "Двенадцать Апостолов", "Ростилав", "Святослав", фрегаты "Кагул", "Мидия", "Мессемврия". Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Памятник сооружен в 1905 г. к 50-летию первой обороны Севастополя по проекту скульптора А.Г. Адамсона, архитектора В.А. Фельдмана, при участии военного инженера и полковника О.И. Энберга. Общая высота памятника — около 17 метров.

Другие статьи этого номера